-1-

ב"ה

Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша

и разум ваш пред глазами всех народов…

(Дварим 4:6)

 

Познавайте Господа и мощь его,

лика Его ищите постоянно

(Теилим 105:4)

 

Тора – источник происхождения единиц времени

 

В природе явно наблюдаются, т.е. на них можно «указать пальцем», три естественных временных цикла:

- сезонный цикл, примерно через каждые 12 одинаковых фаз Луны (например, между 12 новолуниями), повторяются времена года;

- месячный цикл, между двумя одинаковыми фазами Луны (например, между 2 новолуниями) проходит примерно 29-30 суток;

- суточный цикл, содержащий 2 интервала: ночь/день, или 4 интервала: ночь, утро, день, вечер. Есть и 2-й вариант 4-х интервалов: ночь до полуночи и после полуночи, день до полудня и после полудня.

Намного сложнее дело обстоит с тем, на сколько частей (часов) должны быть поделены сутки, ведь на это деление уже нельзя «указать пальцем», не существует каких-либо астрономических или других природных явлений, которые с очевидностью указывали бы на такое деление. Можно было бы произвольно выбрать и 100-часовое деление, и 20-часовое или любое другое кратное 4, по количеству интервалов. Однако, указание на количество часов в сутках закодировано в Торе и в самом святом языке, в Иврите.

В еврейской традиции число 6 олицетворяет недостаток, «голод», некоторый период, в течение которого следует трудиться и заниматься исправлением мира: 6 дней работай, 7-й день Богу, никакой работы не делайте; 6 лет обрабатывай землю, 7-й год, год шмиты, субботний год; 6 тысячелетий выделены Творцом на исправления мира, 7-е тысячелетие – тысячелетие Машиаха и т.д. Поэтому естественно, что каждые из 4 времён суток в еврейской традиции содержат в себе 6 частей, которые называются Часы – (שעות, Шаот). Отсюда продолжительность суток 4х6=24 часа, а длительность дня и ночи - по 12 часов.

Эти знания были даны Творцом при даровании Торы евреям на горе Синай, и, кроме того, передавались из поколения в поколение Устной Торой, которая ведет свою «родословную» от первого человека, Адама.

О делении суточного цикла на 24 часа или 2 интервала по 12 часов символизирует и гематрия слова Часы (устройство отображения времени, ед. ч.), שעון, Шаон: ש (шин 300) + ע (айн 70) + ו (вав 6) + ן (нун 50) = 426. Набор цифр указывает на 4 интервала суток, 2 их варианта, по 6 часов каждый интервал. Помимо этого, умножив первую цифру (4) на последнюю (6), получим 24, что говорит о 24-часовом делении суток. Умножив вторую цифру (2) на последнюю (6) получаем 12, и кроме того, сума цифр числа 426 так же равна 12. Два раза 12: подсказка о 2 интервалах по 12 часов. Таким образом, в самом ивритском слове Часы (שעון, Шаон) закодирован как 24-часовой, так и 12-часовой форматы исчисления времени.

Согласно еврейской традиции, час содержит 1080 частей (חלקים, хелек’им), а каждая часть часа содержит 76 мгновений (רגעים, рэга’им). Важно, что еврейские часы для астрономических наблюдений и составления календаря имеют постоянную длительность равную 1/24 части суток и называются Шаот Шавот, (שעות שוות - равные часы). А вот для определения времени молитв и благословений применяются часы Шаот Эманийот (שעות אמניות - истинные, доверительные часы): 1/12 светового дня (от восхода до захода Солнца) и 1/12 ночи. Например, молитву "Шма" утром можно читать от рассвета до трех часов, т.е. до четверти времени от восхода до заката и т.п. Понятно, что истинные дневные часы летом длиннее дневных часов зимой и т.д.

Один из трактатов по еврейской хронологии написан во II в. н.э. «Седер Олам Рабба», (Йосе бен Халафте). Там, в частности, указывается точная дата начала еврейского летоисчисления: 3761 год до н.э., 7 октября, понедельник, 5 часов и 204 хелек’им пополудни. В «Мишне Тора» (входящая в Хитас и рекомендованная Любавичским ребе для чтения каждый день) Рамбам (книга 3 «Времена», гл. 8) кодифицировал, т.е. «разложил по полочкам» единицы времени, а также определил длительность еврейского лунно-солнечного года — 354 дня 8 часов и 876 частей.

Если период обращения Земли вокруг Солнца почти постоянный, то даже в современной астрономии движение Луны считается одним из самых сложных т.к. период обращения Луны вокруг Земли непостоянен из-за эллиптичности лунной орбиты и других космологических факторов и меняясь по очень сложному закону может отличаться от среднего на ±13 часов.

 

 

 

-2-

Выясним, как еврейским мудрецам удалось вычислить среднюю продолжительность лунного (синодического) месяца, которая отличается от полученной современной астрономией на 0,5 секунды.

Для вычислений необходимы две даты: дата новолуния в первый Рош аШана после сотворения мира и дата новолуния в предыдущий, «виртуальный» Рош аШана, т.е. нам нужна дата из «Плана» сотворения мира, ведь известно, что Всевышний смотрел в Тору и творил мир.

Первый реальный Рош аШана и соответственно первое новолуние наступили в момент сотворения Адама и Хавы Всевышним, на шестой (ו-вав, гематрия 6) день Творения, в первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош аШана 10б; Зоар 1, 37а). В третьем часу того дня, т.е. светлого времени суток или по прошествии 14 (יד - йод+далет, гематрия 10+4=14) часов с момента наступления пятницы, вечером. Запишем первую дату ивритскими буквами: ויד (ВИД)

Вторая дата, дата предыдущего, «виртуального» Рош аШона и соответствующего новолуния указана в Торе в закодированном виде, на что указал Рабейну Бахье бен Пакуда (эпоха Ришоним, Испания, 1050-1120). 42-х буквенное имя Всевышнего (см. кабалистическую молитву Ана Бекоах, Сидур Теилат Ашем, с. 22) связано с сотворением Мира, именно поэтому наши мудрецы применили код с шагом в 42 буквы. Если в книге Берешит, в первом предложении взять первую букву, затем взять 42 букву и так 4 буквы, то получим искомую дату, בהרד (БАХАРАД):

1

В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ.

 

בְּרֵאשִׁ֖ית בָּרָ֣א אֱלֹהִ֑ים אֵ֥ת הַשָּׁמַ֖יִם וְאֵ֥ת הָאָֽרֶץ:

א

2

ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА ПОРАЗИТЕЛЬНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД ПУЧИНОЙ, А ДУХ БОГА ВИТАЛ НАД ВОДОЙ.

 

וְהָאָ֗רֶץ הָֽיְתָ֥ה תֹ֨הוּ֙ וָבֹ֔הוּ וְח֖שֶׁךְ עַל־פְּנֵ֣י תְה֑וֹם וְר֣וּחַ אֱלֹהִ֔ים מְרַחֶ֖פֶת עַל־פְּנֵ֥י הַמָּֽיִם:

ב

3

И СКАЗАЛ БОГ: «ПУСТЬ БУДЕТ СВЕТ», – И СТАЛ СВЕТ.

 

וַיֹּ֥אמֶר אֱלֹהִ֖ים יְהִי־א֑וֹר וַֽיְהִי־אֽוֹר:

ג

4

И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО СВЕТ ХОРОШ, И ОТДЕЛИЛ БОГ СВЕТ ОТ ТЬМЫ.

 

וַיַּ֧רְא אֱלֹהִ֛ים אֶת־הָא֖וֹר כִּי־ט֑וֹב וַיַּבְדֵּ֣ל אֱלֹהִ֔ים בֵּ֥ין הָא֖וֹר וּבֵ֥ין הַחֽשֶׁךְ:

ד

 

Получаем: ב - бет, 2-й день недели (понедельник), ה - хав, 5-й час дня, רד - рейш + далет = 204 - части часа. Вычтем дату «виртуального» Рош аШана из даты реального Рош аШана учитывая постоянный период в 28 дней. Переведя полученный результат в десятичную дробь часов и поделив ее на 12 (количество месяцев в году), получим среднюю продолжительность месяца в сутках:

Современная астрономия дает значение 29,5305, причем это значение усреднено по наблюдениям за последние несколько сотен лет. Значение 29,5309, полученное из Торы, «усреднено» за шесть тысяч лет существования нашего мира и поэтому является на много более точным значением.

 

 С благодарностью к Авиталь и Эстер за вопросы, которые вдохновили меня на эту короткую записку, к Мирьям В., Брохе и Мирьям Ц. за указание на досадные ошибки, опечатки и неудачные формулировки, а также к р. Боруху Кляйнбергу, главному раввину Солнечной системы еврейской общины Сокол-Аэропорт г. Москвы за ценные и доброжелательные замечания и заинтересованное обсуждение приведенных выше идей.

 

Исроель Шабад

18 Кислев 5784

01.12.2023

Москва