PDA

Просмотр полной версии : ТДА1541 открывает свои тайны


abbasz
22.04.2013, 16:55
Предыстория вопроса такова.В безумной гонке технологии производства СД и проигрывателей нового формата в начале 80-х,фирма филипс так спешила представить готовый продукт,что даже не успела выпустить 16 битовый цап к появлению первых моделей плееров на рынке.В филипсах первого поколения стояли 14 битовый цапы ТДА1540.И только второе поколение плееров получило полноценный 16 битовый чип.
Первый цапы,и 1540 и 1541,работали по принципу "динамической подстройки элементов",сокращенно ДЕМ.Я не буду вдаваться в подробности,об этом можно прочитать у Шкритека.Суть работы чипа заключается в том что в нем используется внутренний асинхронный генератор для управления ДЕМ переключателями.

Этот генератор,в зависимости от емкости внешнего конденсатора,имеет частоту от 170 до 250кгц.Подбирая конденсатор можно менять характер звука,можно также подавать на внешние выводы частоты от отдельного генератора-полная свобода действий.
Данное обстоятельство подталкивает пытливый ум самодельщика к экспериментам,к тому же есть сведения что внешним тактированием собирались заняться сами инженеры филипс,однако ко времени когда был создан ТДА1541 задача,по-видимому,потеряла актуальность.Продажи и так шли хорошо.Тем не менее одна единственная фирма в своем СД проигрывателе применила внешнее тактирование ДЕМ ячеек.Это модель Grundig CD9009
В упомянутом проигрывателе частота 4Fs (взятый после цифрового фильтра вордклок)подавалась на один из пинов ДЕМ генератора.
На диаудио и других ресурсах часто идет обсуждение ДЕМ клокинга,какой он должен быть-синхронный,асинхронный,какие формы сигналов подавать,противофазные на оба вывода или только на один.

Я попробую изложить свое видение и решение вопроса,основываясь на слуховых впечатлениях,тем более ТДА1541 и 1540 я посвятил больше времени чем другим микросхемам цап

abbasz
22.04.2013, 17:47
Первым делом я опробовал фирменное решение грюндиг.(схема в предыдущем сообщении)
Слушал ее целый день и сравнивал с внешним конденсатором.
Результаты следующие.Эффект "прочищения" и повышения отчетливости тихих звуков есть,и он значительный,но есть и серьезные минусы.
Так звук становится сухим и костлявым,теряет гладкость,а динамика закрепощается.
Далее я опробовал различные решения предлагаемые на форумах,и ни одно из них меня не устроило качеством звука.
Качество я оценивал не только на слух но и на экране осциллографа-я пользовался тестовым диском радиохобби где синус 1кгц записан с уровнем -60,-80,-90дб а также использовал запись музыкальной программы на уровне -60дб

Опуская все промежуточные результаты и соображения,сразу перехожу к окончательным выводам,которые я сделал для себя:

1.Подача противофазных или синфазных сигналов-решение совершенно бессмысленное.Цап прекрасно работает при подаче несимметричного сигнала только на один вывод 16 или 17(8 или 9 у ТДА1540),второй остается неподключеным

2.Форма сигнала важна,и лучше всего цап работает при подаче синуса на ДЕМ выводы.Попытки тактировать дем ячейки прямоугольным сигналом с крутым фронтом,с заваленным передним фронтом,треугольным импульсом приводят или к появлению неблагозвучных призвуков или к ухудшению передачи тихих звуков.

3.ДЕМ клок должен быть асинхронным.Деление мастерклока 11,2896мгц(клок на ЕСС88) при помощи 74НС393 существенно проиграло асинхронному ламповому LC генератору по ряду признаков звучания.Сравнение производилось при равенстве частот.И еще раз замечу-синхронный ДЕМ клок делает звук менее раскрепощенным и жестким.

4.Клок должен быть ламповым,также как и мастерклок.Это не подлежит сомнению.Ламповый клок-эффективнейшее средство приблизить цифру к аналогу по нюансировке и красочности тембров.

5.Очень важна частота ДЕМ генератора.При повышенных частотах (гораздо больше рекомендованных даташитом,700-800кгц) линейность цапа на слабых сигналах лучше, это заметно на слух даже на синусе на уровне -80дб.На музыкальной программе записанной с уровнем -60дб еще нагляднее.
При работе с ТДА1540 я поднимался до 800кгц и музыка становилась мягче,пластичнее, лучше были проработаны самые тихие звуки и послезвучия,меньше каши на тутти,исчезли жесткие призвуки на СЧ,прибавилось "воздуха" и объема,но самое главное-появлялась высочайшая "аналоговость" звучания,в особенности это заметно когда в проигрывателе применены два ламповых клока-мастер клок и дем клок.Филипсовские цапы 1540 и 1541 с ламповым ДЕМ клоком выходят на новый уровень качества.Меня так поразил этот эффект,что я решил выпустить простенький дак на 1541.(проекты даков распались на три конструкции,поэтому такая задержка с выпуском)


В итоге я должен обрадовать всех любителей старого филипсовского звука-в ближайшем времени будет выпущен ламповый DEM генератор с перестраиваемой частотой,примерно от 200до 800кгц,с помощью которого можно выжать из ТДА1540 и 1541 максимум и взять еще более высокую планку аналогового звука.
Перестраиваемая частота позволит подобрать желаемый характер звука.
Лампа Е180ф,кенотронное питание,золотое покрытие дорожек,скрипичный лак,винажный припой,качественный тор и конденсаторы филипс

На фото момент настройки ДЕМ клока,частота около 700кгц

Пехтерев Александр
22.04.2013, 20:33
Аббас, может нужно уже делать плату с двумя генераторами и реклоком+независимые параллельные питатели для аналоговых цепей? Я бы взял такой блок!

Пехтерев Александр
22.04.2013, 20:36
То есть легендарное звучание грюндика 9009 - это просто результат применения этого включения, а вовсе не сдвоенных противофазных1541 ??

abbasz
22.04.2013, 22:01
Аббас, может нужно уже делать плату с двумя генераторами и реклоком+независимые параллельные питатели для аналоговых цепей? Я бы взял такой блок!

Привет.Александр!

Звучание грюндига это сбалансированное звучание целдого аппарата,примени они асинхронный дем клок и отдельный ламповый мастерклок,звук только выиграл бы.

По поводу объединения клоков-я решил их делать раздельными,чтобы можно было разнести в пространчстве.Иначе могут появиться биения между частотам.Хотя плавная перестройка позволяет избавиться от этого выбором оптимальной частоты.

А по питанию-неделим через две начнется продажа линеек под ТДА1541-два паралельных стаба,два последовательных на 5 ампер каждый и -15в на винтажном стабилитроне.

Позже будет ДАК на 1541 с встроенными клоками,дем и мастером

sova355
23.04.2013, 00:07
Аббас, а для 1540 будет такой комплект стабов?

abbasz
23.04.2013, 00:19
ДЛя 1540 нужно будет лишь заменить один стабилитрон,а все остальное подходит не хуже чем для 1541,особенно учитывая прожорливость по току раннего чипсета филипс.
Так демодуляторы 7010 и 7020 и корректор ошибок 70000 тянут вместе до 0,6 ампер,поэтому запитывать их от одного или нескольких параллельных стабилизаторов проблематично-резко возрастает нагрузка на силовой трансформатор

abbasz
27.05.2013, 21:20
Прдолжение истории.
Была изготовлена партия ДЕМ генераторов,выбраны оптимальные данные катушки генератора.
Было установлено что оптимальное звучание лежит в пределах 700кгц-1,2мгц,далее благозвучность уменьшается-появляются истерические нотки и тональный баланс смещается в сторону ВЧ

Итоговый вариант имеет следующие особенности:
1.Кенотронное питание на лампе ЕАА91 (6Х2П)
2.Регулировка подстроечным конденсатором 490кгц-1,2мгц для выбора оптимального звучания
3.Удвоенная толщина дорожек против стандартной,покрытие золотом и скрипичным лаком
4.Качественныве,хорошо звучащие компоненты.Резисторы АБ,конденсаторы пленка сименс,керамика вальво,электролиты филипс
5.Возможность установки 6С3П вместо ЕФ180
6.Два выхода(при использовании ТДА1540)


Чистовой клок звучит намного лучше эскиза(в основном благодаря скрипичному лаку и отсутствию маски),а на даташитовский вариант с конденсатором возвращаться не хочется совершенно.В звучании ТДА1540 появились такие краски,которые я раньше не слышал,хотя я много с ними возился и добывал из этих микросхем превосходный звук.Богатый тембр рояля,клавесина и молоточкового фортепиано теперь предстает во всем своем великолепии.Скрипка звучит еще тоньше,разнообразнее,демонстрируя и блеск и матовость в разных регистрах.Человеческие голоса теплее и "аналоговее",без грубости на форте и цифровой шероховатости.Ее нет и в помине.
Конечно,такой эффект дает не только новый ДЕМ генератор,а добавление ДЕМ генератора к уже довольно хорошо звучащему плееру с ламповым задающим генератором
Явно уменьшаются искажения-как на сильном сигнале так и на слабом.
синус 1кгц на уровне -80дб-прекрасный тест для оценки влияния генератора.Даже нетренированный слух замечает уменьшение интермодуляционных искажений и каши на форте.
Я прослушал около 20 дисков самых разных жанров,исследуя возможности ДЕМ клока.
Так оцифровки шеллака,например превосходный диск АМЛа с Падеревским,звучат еще более аналогово и выпукло.Шум пластинки уходит на задний план,а фортепиано звучит гораздо ближе к оригиналу(воспроизведению шеллачной пластинки).Удалось уменьшить привкус цифры до минимума.Я доволен своей работой.

abbasz
27.05.2013, 21:23
Честное слово,сам не думал,что у ТДА1540 и 1541 такой потенциал звучания.Уже привык к определенным недостаткам,но оказалось они нивелируются при грамотной организации ДЕМ цепей.


Лампы по прежнему слышны,клок предусматривает установку 6С3П или Е180Ф,оба варианты достойны по звуку,особенно если 6С3П 60-х годов

abbasz
28.05.2013, 03:52
Блок схема подключения

abbasz
28.05.2013, 21:46
Ахтунг!Поддельная серия ТДА1541А,от китайских продавцов.Сегодня проверял их и чуть не спалил дорогой СД плеер,хорошо вовремя выключил.

На вид корпус фирменный,надпись тоже очень похожа на настоящую,но микросхема шумит и если вовпремя не выключить вылетают стабилизатор +-5в

abbasz
28.08.2013, 14:45
Ну вот,люди стали пробовать ламповые ДЕМ гненераторы:

Всем привет!
После не очень удачного эксперимента с заменой цапов 1540 на мах541 в филипе 300 я решил апгейдировать его по традиционному пути. http://audioportal.su/forums/images/smilies/osnov_phpbb/icon_smile.gif
Сделал внешнее питание 1. +/- 12В ВЧ усилителя на плате транспорта; 2. +5В платы "соневского декодера";
3. +/- 5В и - 18В для 1540; 4. +32В для вых. каскада ОБ. Выпрямитель - мост на 5Ц4С (для "декодера" на КД213 мост от отдельной обмотки), дроссельные входы фильтров и параметрические стабилизаторы на стабилитронах. 1540 вынес из корпуса и запаял на панельках, чтобы легче и правильнее развести питание и выход. Сделал два генератора на 71А с отдельным питанием на 80-м кенотроне (дроссель и пр. само собой). Один на 4.23 мГц, второй ДЕМ. Со вторым не стал париться и делать перестраиваемым, а просто поставил кварц на 1 мГц. Всё это хозяйство стоит сверху прямо на шасси проигрывателя на куске гетинакса 5мм в размер корпуса. Жаль, что у меня не нашлось подходящих фирменных кенотронов в мост, но я уже прикупил RCA, когда придут, поменяю. Но и с нашими играет ну очень прилично, я доволен как слон. Хорошо слышно замену 71-х ламп в обоих генераторах (у меня их с прошлой жизни осталось разных годов). А так же очень слышно наличие - отсутствие ДЕМ генератора. Он даёт ощутимую прибавку в голосах, басе, вообще во всём. Аббас - звезда! http://audioportal.su/forums/images/smilies/other_phpbb/appl.gif http://audioportal.su/forums/images/smilies/osnov_phpbb/icon_smile.gif
Первый вариант генераторов я собрал на лампочках E810F, потом хотел на 6V6, но передумал на 71-е и они не разочаровали.
RSD

В полку, прибыло!
Поздравляю, maveric с достойной реализацией и музыкой!
Везет Вам, не слышите разницы двух разных декодеров, и кривенький ЦФ Вам не помеха!?!
Думаю, Вам вскружили голову Аббасовы приблуды (они действительно чудесны, способны раскрыть звук любого аппарата)!

Марат, Вы же прекрасно знаете, что нет предела совершенству. http://audioportal.su/forums/images/smilies/osnov_phpbb/icon_biggrin.gif Поэтому каждый ограничивает свои апгрейды какими то рамками. В моём случае это площадь филипса 300, то есть где то 42 х 35 см., на которых я и разместил весь бардак, но никак не комплектующие и интересные идеи. Из последних правильное питание ВЧ усилителя на плате транспорта и ДЕМ клок действительно дают слышимый и положительный для меня эффект.

malay

abbasz
29.08.2013, 20:15
А вот и фото подоспело.Монстрик!

DDS
30.08.2013, 13:34
Ну вот,люди стали пробовать ламповые ДЕМ гненераторы:

malay -это очень сомнительный авторитет. Скорее наоборот. У меня к Вам вопрос: почему Вы применяете это филипсовское старьё, если есть прекрасно звучащие и музыкальные микросхемы АД1864, АД1865? Это для того, чтобы удивить каких-то "malay"ёв тем, что можно из "говна слепить котлетку"?. Если Вы приложите те же усилия к указанным мной микросхемам, то Вы действительно сможете удивить мир. Примерно то же мнение у меня о 58, 63 бурбраунах, но эти хоть как-то воспроизводят музыку, но оставьте ТДАшки разным маркетановым и прочим ремесленникам! Ведь Вы утверждаете, что слышите музыку? И не говорите, что всё зависит от реализации. Желательно более весомые доводы, чтобы я понял КАК Вы понимаете эту самую МУЗЫКУ. Судя по тому, что Вы пишите музыкальные вкусы у нас одинаковые

abbasz
30.08.2013, 14:05
Уже прикладывал усилия и сам так же думал как и Вы.
У меня есть дак на РСМ63 и на РСМ58 и даже АД1862 от экспериментов остались,которые я забраковал в первую очередь.Все они за исключением РСМ58 проигрывают ТДА1541 с ламповым дем клоком.
Без дем клока тдашке с ними тягаться трудно,но по некоторым признакам звучания она все таки оставалась интересным вариантом.С дем клоком 1541 уже на равных конкурирует с чем угодно,и как правило играет интереснее,пластичнее,у нее больше микродинамических оттенков,с дем клоком исчезает кашеобразное звучание на оркестровом тутти.Поэтому из двух возможных кандидатов на даки я оставил ТДА и РСМ58
Мне на самом деле все равно,какая микросхема стоит в даке-современная или устаревшая-я подхожу к ней как к черному ящику.Если удалось выжать из старья желаемое звучание,то я ее применяю.К тому же ТДАшки можно выбирать из большого количества экземпляров разных лет.
По поводу Марата боюсь Вы сильно ошибаетесь.
Во всяком случае его эксперименты вызывают куда больше доверия чем Ваши,к примеру.

По поводу музыки-дело не столько в самой музыке,сколько в передаче усилий тех кто ее до нас доносит
Я ориентируюсь на качество звучания аналоговых записей,на 78 и 33об,благо хороших записей у меня много.

Филипс это не старье,а один из немногих вариантов решения цифрового тракта.Музыкально восприимчивые слушатели это слышат,поэтому и возятся с филипками.
Современные проигрыватели звучат как компьютеры,боюсь сегодня только на старье и можно слушать музыку.На апгрейдированном старье.Так как индустрия не оставляет нам никаких вариантов.

Все современное что я слышал-медиасерверы.какие то накопители,твердотельные транспорты,хайэндные проигрыватели(дорогущие комплекты слушал в Японии лет 8 назад)-все это тихий ужас,мрак и жуть и ничего общего с аналоговым звуком не имеет

DDS
30.08.2013, 14:18
Во всяком случае его эксперименты вызывают куда больше доверия чем Ваши,к примеру.

Мне бы ещё узнать о моих экспериментах, а о том что Вы не слышали в своих условиях АД1864-65 я понял.

DDS
30.08.2013, 14:30
Все современное что я слышал-медиасерверы.какие то накопители,твердотельные транспорты,хайэндные проигрыватели(дорогущие комплекты слушал в Японии лет 8 назад)-все это тихий ужас,мрак и жуть и ничего общего с аналоговым звуком не имеет
Если бы ЭТО прослушали со своим ламповым усилителем на своей привычной акустике, то Ваше мнение могло бы диаметрально изменится.

abbasz
30.08.2013, 14:34
Я слышал все мультибитовые АДшки,просто не на всех делал даки,многие микросхемы у меня и сейчас валяются,начиная с АД1851 и заканчивая 1862.
Хорошие чипы,но буррбраун мне милее,за исключением РСМ1704
Если уж по большому счету,то я могу сделать одинаково хороший дак как на РСМ58 так и на любой адешке,это как раз не самый принципиальный вопрос,если речь идет об устройстве в целом.
Вот тдаашка-она да,с дем клоком на слух сильно выбивается из ряда r-2r цапов,и влияет на характер звучания устройства в целом достаточно сильно.
А вопрос что лучше Ад1865 или 1862,РСМ58 или 63 на фоне внутренних проблем дака это полная ерунда,на самом деле.
Тут речь идет о тонких нюансах,ну вроде выбора лампочки в усилитель 35 или 38 года выпуска.Вроде бы и слышно,но если уж копать и доводить усилитель,то найдутся проблемы и поважнее.

Если бы ЭТО прослушали со своим ламповым усилителем на своей привычной акустике, то Ваше мнение могло бы диаметрально изменится.


Кое что из перечисленного я слушал у себя дома.Да и СД проигрывателей я перетаскал немало,чтобы набрать статистику и сделать выводы.Нет,я буду держаться своего направления-старые проигрыватели с минимально возможной степенью интеграции чипов -декодеров.На мой слух только в этом направлении есть перспективы создания качественного цифрового источника.

DDS
30.08.2013, 15:43
.На мой слух только в этом направлении есть перспективы создания качественного цифрового источника.
Удач! Может быть приведётся послушать.

abbasz
16.10.2013, 03:35
Впечатлений от ДЕМ клока стало больше:

Привет,Аббас

Перестраиваемый клок лучше всего получился на телефункенской катушке от 8001 приёмника и переменник от филипса,екнотрон пока 6АХ5,лампы генераторов EF804S telefunken.

Эффект есть,я бы сказал - очень есть,описать можно так - когда добавляешь основной клок ,что первое бросается в глаза,т.е в уши)),вся картина оживает,особенно середина,инструменты становятся выпуклыми и трёхмерными и расставленными в пространстве как им положено. Когда добавляешь второй ,картина дорисовывается в мелочах нюансах и обертонах,правда когда включаешь только дем клок ,звучит как то неполноценно,как будто мелочи живут отдельно от основной части,а вместе всё становится на место.
Частоту меняю от 500 до 1200,как то больше нравится на 700 - 800,но ещё внимательно не слушал....
фотки этого чуда приложил))

Конечно ДЕМ клок только после основного.Мастерклок из двух более важен.Однако в паре с ДЕМ два ламповых клока вытягивают из 1541А такой аналоговый и нюансированный звук,какого цифра не могла дать с момента появления СД в 1982 году.
Скоро я облегчу задачу самодельщикам-выйдет дак на 1541 с дем клоком на борту

abbasz
04.02.2014, 19:29
Отзыв на дем клок:
Для меня теперь самый лучший конденсатор на ДЕМ ногах - ламповый клок Аббаса!
Все эти конденсаторы, лишь слегка подрихтовывают звук, делают его более гладким, а клок поднимает звучание на совсем другой уровень, субъективно воспринимается как повышение разрешения.
Понимаю, Вас коробит от моих слов, но ламповый клок для Вас минутное дело, попробуйте. Никто не узнает...http://audioportal.su/images/smilies/gigi.gif

abbasz
08.03.2014, 07:04
Nemo (http://audiogarret.com.ua/memberlist.php?mode=viewprofile&u=2211) участник Цитата (http://audiogarret.com.ua/viewtopic.php?f=15&p=176727#postform)Возраст: 28Откуда: Обухів, Київська область




Давно хотів зібрати і відслухати окремий клок для тактування ДЕМ ланок ЦАП на 1540.
Так уже виходить, що подібні експерименти робляться "перебіжками", коли вийде викроїти трохи вільного часу.
Сьогодні, чомусь вирішив, що ввечері обов"язково потрібно зробити задумане, не відкладаючи на потім http://audiogarret.com.ua/images/smilies/drinks.gif

В якості транспорту я користую МУЗПК з лінійним блоком живлення, ОС на компактфлеш, ноутбучним вінтиком, окремим лінійним блоком живлення звуковушки і дуже кардинально твікнутою Juli@, яка тактується від зовнішнього лампового клока на ЕФ13.
Цифра виводиться по S/PDIF

ДЕМ клок зібрав на ЕФ11 з вкарцом аж на 2,4 МГц. Меншого не було під рукою - з часом куплю на 700 - 1000 кГц.
Живлення - однопівперіодний випрямляч на ЕЗ11.
Живлення клока і лампової аналогової частини від одного транса і кенотрона.
Може в майбутньому зроблю від окремого.
Але швидше за все так і залишу, - по звуку ок.

Структура макету ЦАП: Плата цифрового входу на базі CS8416 і ПЛІС АЛТЕРА - 4 1540 - транси на перманої 1:10 з парами первинних обмоток для сумування енергії звукового сигналу від пар 1540 кожного каналу - підсилювальний каскад на 6С45П - вихідний трансформатор 3,5:1.


Враження від прослуховування асинхронного ДЕМ клока - він працює!
Дуже ефективно і гармонійно http://audiogarret.com.ua/images/smilies/smile.gif
Ефект виражений значно http://audiogarret.com.ua/images/smilies/ok.gif

Не буду довго описувати в чому зміна звуку і який ефект.
Напишу так, - вчора був в філармонії, слухав досить достойний концерт для симфонічного оркестру і фортепіано.
Звук ЦАП з використанням ДЕМ клока дозволяє наблизити враження і емоції від прослуховування і сприйняття музики на ЦАП з враженнями, які виникають при прослуховуванні живого виконання.

Але, це та ланка, яку варто ставити тоді, коли всі інші питання в структурі ЦАП і деталях, клокові транспорту вирішені.
Тому рекомендую до використання http://audiogarret.com.ua/images/smilies/drinks.gif
Ну і ще.
Я раніше пробував в Ревокс 225 на 1540 заводити ДЕМ клок від основного лампового клока 4,4 МГц / 4 = ~ 520 кГЦ
Також пробував заводити в ЦАП на 1540 від основного лампового клока транспорта 22 МГц / 32 = 700 кГЦ.
Основний такт перетворювався в прямокутник. потім ділив частоту тригерами.
Далі з прямокутника робив синус чи щось подібне, як у Грюндіку 9009 і заводив на 1540.

Так от, по пам"яті асинхронний клок синусом 2,2 МГц без ділення по звукку значно переважає варіанти синхронного з діленням.
Думаю, тут причина перед усім не в синхронності/асинхронності, а саме в не можливості поділити частоту основного клока, залишивши форму сигналу гармонічною.
Також думаю що, в 1540 одна з вагомих причин покращення - всі ДЕМ ланки 4-х мікросхем 1540 тактуються синхронно (ДЕМ ланки між собою).
Мене всяких шумів, дивіацій, різнично-сумарних складових в спектрі вихідного сигналу.
Власне, не суть думати, - важливо слухати.