Форум А. Лихницкого  
Перейти_на_сайт_Лихницкого_Сквозь асфальт
Перейти_в_интернетмагазин_записей_Лихницкого

Вернуться   Форум А. Лихницкого > 2. Оборудование звукозаписи > Аналоговое оборудование ре-мастеринга
Регистрация Справка Пользователи Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

Аналоговое оборудование ре-мастеринга Звукосниматели, проигрыватели грампластинок, магнитофоны для воспроизведения старых магнитных лент; корректирующие усилители

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 25.03.2008, 17:54   #1
AML+
1936 - 2013
 
Аватар для AML+
 
Регистрация: 23.03.2008
Возраст: 82
Сообщений: 9,800
По умолчанию Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

А знаете ли вы, что я первый раз подробно рассказываю о своем звукоснимателе,применяемом мной для ремастеринга грампластинок на 78 об/мин.?

Свой рассказ я буду вести лаконично насколько это возможно. Каждую используемую в головке техническую идею я буду формулировать как принцип, а затем приведу некоторые существенные детали его реализации.

ПРИНЦИП № 1

В головке должен быть использован самый эффективный преобразователь механических колебаний кончика иглы в электрическое напряжение. Катушка преобразователя должна быть неподвижной и иметь минимально допустимое число витков провода. Этим требованиям отвечает преобразователь типа Muving Iron (подвижное железо).

Реализация

Основу конструкции моей головки составляет рекордер 1930-40 гг., в котором был использован принцип Muving Iron Его описание вместе с чертежом приведено в кн.: Л.П. Аполлонова, Н.Д. Шумова. - Механическая звукозапись, М-Л, 1964, на с. 92, рис.4-6.

В отличие от рекордера якорь-вибратор в моей головке облегчен насколько это возможно и еще в его оси размещен опять же малоинерционный микровинт для зажима сменных игл. Высокая эффективность преобразователя достигнута даже при уменьшенном по размеру и массе якоре-вибраторе, прежде всего за счет очень большой магнитной индукции между полюсными наконечниками магнита.

Мне удалось сделать приведенную к кончику иглы массу якоря - вибратора, (далее подвижная система), 35 мг с иглой и 25 мг без иглы. Думаю что дальнейшее уменьшение этой массы при наличии зажима для иглы технически вряд ли возможно.

ПРИНЦИП № 2

Подвижная система головки должна обеспечивать только горизонтальную гибкость кончика иглы; вертикальная гибкость должна стремиться к нулю. Вертикальная гибкость кончика иглы, которая имеет место у современных звукоснимателей не оснащенных демпфированием основного резонанса является главной причиной детонации, которая возникает при проигрывании покоробленных грампластинок.

Реализация.

Отсутствие вертикальной гибкости кончика иглы обеспечивается самой конструкцией моей головки, но поскольку игла звукоснимателя все-таки должна огибать коробления, головка крепится на укороченном тонарме (около 6 см), который способен обеспечивать исключительно вертикальную .подвижность головки. Кроме того, на шарнире короткого тонарма легко установить компенсирующую силу веса головки пружину (см. мою ст. «Ролики и пружинки…»). Перемещение головки в горизонтальной плоскости ( и только) обеспечивает длинный осевой тонарм. В результате этого конструктивного решения мы имеем приведенную к игле массу звукоснимателя в вертикальном направлении в 2-2,5 раза меньше чем в горизонтальном.

Благодаря этому, предложенному в свое время еще Берлинером решению шум при воспроизведении покоробленной грампластинки более стабилен во времени чем при воспроизведении современным звукоснимателем.

ПРИНЦИП № 3

Количество провода в механо-электрическом преобразователе головки должно быть минимальным.

Реализация

Количество витков в катушке преобразователя должно обеспечивать чувствительность головки порядка 1 мВ/см/с.

Большая чувствительность влечет за собой неоправданно большое число витков катушки и создает опасность перегрузки входа корректирующего усилителя.

Меньшая чувствительность потянет за собой проблемы, связанные с шумом и фоном, возникающим во входных цепях корректирующего усилителя.

Катушка преобразователя моей головки имеет 50 витков медного провода диметром 0,4 мм, взятого мной из старого телефункеновского трансформатора.

Марка провода и его диаметр это эзотерические свойства, поэтому они подбираются по субъективному впечатлению от ясности и основательности звучания верхнебасового регистра.

ПРИНЦИП № 4

Приведенная к игле гибкость подвижной системы головки звукоснимателя должна быть высоко линейной и не зависеть от времени. Если сказать иначе, боковое смещение кончика иглы должно быть строго пропорциональным приложенной к игле силе. При этом упомянутый коэффициент пропорциональности не должен зависеть от времени.

Реализация

Гибкость подвижной системы, которая в обычных головках формируется с помощью резиновых прокладок между полюсами магнита существенно не линейна, хотя известно, что высокая линейность гибкости необходима, так как именно она обеспечивает линейность преобразования механических колебаний иглы в электрический сигнал на участке АЧХ головки между первым и вторым резонансами звукоснимателя.

Для реализации постоянной и одновременно высоко-линейной гибкости подвижной системы между осью якоря - вибратора и одним из полюсных наконечником магнита устанавливается защемленная по краям стальная пружина в виде куска стальной проволоки (см. рис. 4-6 на с. 92 в указанной кн. Апаллоновой и Шумовой).Для фиксации направления оси якоря-вибратора в основании полюсных наконечников на эту ось одевают резиновые трубочки (ниппельной резинки).

ПРИНЦИП № 5

Перечисленные мной резонансы звукоснимателя должны располагаться на следующих частотах:

1). Первый резонанс определяется гибкостью подвижной системы и приведенной к игле массой звукоснимателя. Он должен находится на частоте 65-75 Гц.

Выбор частоты первого резонанса не должен быть подчинен соображениям связанным с построением так называемого «обратного импеданса». В этой области частот подобная задача не реализуема. На первый план здесь выдвигаются две другие задачи:

А) Минимальные по длительности расплывание сигналов на частоте этого резонанса обусловленное искажениями групповой задержки при максимально возможном понижении частоты этого резонанса. О выборе с этой целью частоты первого резонанса выше 60 Гц я с соавторами писал в статье «О восприятии фазовых искажений…»

Б) Максимально допустимо - приемлемое для слуха обрезание низких частот, необходимое из–за огромного уровня НЧ шума, обычно сопровождающего воспроизведение грамзаписей на 78 об/мин. Причем лучше всего это обрезание делать не электрическим путем, а с помощью первого основного резонанса звукоснимателя ниже частоты которого сигнал падает с наклоном 12 дБ/окт., К сожалению, электрический обрезной фильтр размещаемый в корректоре пропускает образовавшиеся в головке инфра - НЧ интермодуляционные искажения и еще хочу добавить - дополнительный фильтр это всегда очень плохо. Для информации, большинство занимающихся ремастерингом грампластинок на 78 об/мин фирм ограничивают электрическими фильтрами частоты ниже 150 Гц.

2). Второй резонанс определяется приведенными к игле гибкостью подвижной системы и ее массой Он должен находиться на частоте 4-4,5 кГц.

Поскольку на частоте 4-4,5 кГц в старых граммофонах и электропроигрывателях размещался третий основной резонанс выбор этой частоты для размещения именно второго резонанса позволяет сформировать, начиная примерно с 200 Гц и до примерно 7 кГц (это самая информативная часть частотного диапазона) частотную характеристику обратного импеданса кончика иглы звукоснимателя по отношению к тому импедансу иглы, которым были разрушены канавки грампластинок за истекшие 70 - 100 лет.

3) Третий резонанс - между гибкостью сменной иглы, приведенной к ее кончику и приведенной к этому кончику массой подвижной системы, за исключением массы этой иглы должен находится на частоте выше 15 кГц.

Увод частоты третьего резонанса за предел слышимости высокочастотных тонов позволяет, опять же без применения ограничивающих ВЧ фильтров, существенно снизить уровень сопровождающего запись шума и убрать его тональную окраску.

Реализация

Полный расчет головки звукоснимателя типа подвижное железо см. в кн. Е. Скучик. - Основы акустики, ИЛ, М., 1956, т. 1 с. 345-350.

Начнем обсуждение реализации с третьего резонанса. При одинаковой гибкости кончика стандартной иглы приведенная к этому кончику масса подвижной системы как было сказано выше уменьшена нами примерно с 1 г до 25 мг, то есть примерно в 40 раз, а это значит, что частота 3-его резонанса должна повыситься в 6,5 раз по сравнению с частотой 4,5 кГц, то есть она гарантировано окажется выше 20 кГц.

Как вы видите уменьшение действующей массы подвижной системы получилось с большим запасом, но не для второго резонанса. Чтобы его частота составляла 4,5 кГц (при массе подвижной системы приведенной к кончику иглы величиной 35 мг ) гибкость подвижной системы приведенной к кончику иглы (из формулы механического резонанса) должна составлять С = 3,6∙10-5 m/N. При такой гибкости для установки частоты 1-го резонанса на 65 Гц приведенная к игле масса головки плюс тонарм (опять же из формулы механического резонанса) должна составлять в горизонтальной плоскости 0,167 кг. С учетом того, что частоту второго резонанса надо подбирать, ориентируясь на уровень слышимого дребезга гибкость пружины обеспечивающей эту гибкость необходимо настраивать в каждом конкретном случае ремастеринга поврежденной грамзаписи...

Гибкость приведенную к кончику иглы можно настраивать, изменяя длину выступающей части этой иглы из иглозажима. Об особенностях использования в этом случае деревянной иглы см. ниже.

ПРИНЦИП № 6

Рассмотренные нами резонансы должны быть хорошо задемпфированы. Опытным путем установлено, что эти резонансы должны иметь следующие добротности:

Первый резонанс 1 < Q < 1,5

Второй резонанс 0,7 < Q < 1

Третий резонанс 2 < Q < 3

Реализация

Приведенные значения добротностей в звукосниматели достигаются применением демпфера колебаний изготовленного из висколоида (см. кн. Л.П. Аполлонова, Н.Д. Шумова. - Механическая звукозапись, М-Л, 1964, с. 95). Демпфер устанавливается в виде пластины соединенной с задней частью оси якоря и корпусом головки (как показано на рис 4-6 в указанной книге Аполлоновой и Шумовой).

Демпфирование первого резонанса должно быть усилено вязким демпфированием горизонтальной подвижности тонарма.

При заданных мной свойствах трех механических резонансов прижимная сила звукоснимателя должна быть порядка 50 гс.

ПРИНЦИП №7

Во всех случаях, когда грампластинка может быть проиграна деревянной иглой ее следует проигрывать только деревянной иглой так как:

1. Деревянная игла не разрушает канавку грампластинки.

2. Благодаря меньшему трению с канавкой проигрывание грампластинки сопровождается меньшим шумом, чем при проигрывании стальной иглой.

3. Благодаря хорошему вписыванию кончика деревянной иглы в канавку воспроизведение грампластинки сопровождается меньшим уровнем дребезга.

4. Повышенные аппертурные искажения при воспроизведении грампластинки деревянной иглой приводят к плавному затуханию частот выше 4 кГц. Это затухание достигает - 10 дБ на 12 кГц. С одной стороны эта особенность является полезной, прежде всего в случаях проигрывания поврежденных грампластинок, так как придает звучанию приятную мягкость, однако если грампластинка в хорошем состоянии отмеченный завал лучше скомпенсировать электрически специальной коррекцией (о которых пойдет речь в одном из следующих «NEW!»). Свойства описанной мной деревянной иглы (ее гибкость и действующая масса) при длине деревянной иглы 16 мм близки к аналогичным свойствам стандартной стальной иглы среднего тона.

Реализация

Деревянные иглы изготавливают из бамбуковой палки диаметром примерно 3 см. Из этой палки вдоль волокон вырезают трехгранники длиной 20 мм (с шириной грани 3 мм). Затем острым лезвием вырезают ножку для утопления в зажиме для игл. С другой стороны, контактирующей с канавкой, трехгранник подрезается под углом 45 град. Образовавшимся острым кончиком и воспроизводится грампластинка. После каждого проигрывания игла вновь подрезается.

ПРИНЦИП № 8

В тех случаях, когда из–за повышенного высокочастотного шума при воспроизведении грампластинки, все-таки требуется дополнительное ограничение высоких частот можно использовать пассивный электрический фильтр низких частот второго порядка, индуктивность в котором это индуктивность катушки механо-электрического преобразователя головки звукоснимателя (в моей головке она составляет порядка 20 мг), а конденсатор масляный меднофольговый, фирмы JENSON.

Реализация

Я не рекомендую при ремастеринге грамзаписей пользоваться электрическими фильтрами, особенно ограничения высоких частот. В большинстве своем они губят фонограмму, делают ее звучание «эмоционально вульгарным». Но иногда такая фильтрация все-таки необходима! Поиском приемлемого при ремастеринге электрического фильтра ограничения ВЧ я занимался около 10 лет. Предлагаемое решение оказалось самым нейтральным в отношении воздействия на звучание ремастируемой записи.

Частоты ограничения следует сделать переключаемыми со значениями: 4; 5; 6,3; 8; 10; 12 кГц. Демпфирование возникающего при этом электрического резонанса может быть осуществлено высококачественным переменным резистором с номиналом порядка 200 Ом, который включен параллельно выходу звукоснимателя.
AML+ вне форума   Ответить с цитированием
Старый 31.08.2009, 02:44   #2
silverworld
Пользователь
 
Регистрация: 01.08.2009
Адрес: Россия
Сообщений: 8
Отправить сообщение для silverworld с помощью ICQ
По умолчанию Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

Что-то не смог найти. Подскажите, плз.

Хотя может и не в прижимной силе проблема. Звук в моменты с высокой амплитудой получается искаженным и смазаным. Похоже на искажения при перегрузке усилителя по входу, но не очень сильные. Пробовал менять прижимную силу в диапазоне 1-2 г, не попомогает. Но менял достаточно крупными шагами. Может не попал
И вообще как отражается на звуке превышение прижимной силы?
silverworld вне форума   Ответить с цитированием
Старый 26.11.2009, 23:08   #3
DVM99
Модератор
 
Аватар для DVM99
 
Регистрация: 17.04.2009
Адрес: г.В.Салда
Возраст: 52
Сообщений: 1,159
По умолчанию Ответ: Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

Анатолий Маркович, не сочтите за глупость такую идею (но если всё же сочтёте, я потом удалю пост, чтоб не засорять такую хорошую ветку).
Я как и Вы большой поклонник кошачьего семейства и держу у себя одну такую серую полосатую особь . Так вот, очень часто, когда я прибираю в квартире, мне попадают б/у-шные кошачьи когти. Вы и сам наверно частенько на такие же натыкаетесь. У кота, живущего в квартире они довольно острыми остаются, когда он их сбрасывает. Не пытались ли Вы использовать подобный естественный материал в качестве наконечника иглы? Ведь коготь довольно-таки износоустойчив и имеет почти волокнистую структуру, а его естественная природа возможно даст хороший звук. Ещё из той же породы может оказаться рыбная кость (рёберная или плавниковая).
Возможно, что глупость предлагаю...
__________________
Дмитрий
DVM99 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 26.11.2009, 23:16   #4
AML+
1936 - 2013
 
Аватар для AML+
 
Регистрация: 23.03.2008
Возраст: 82
Сообщений: 9,800
По умолчанию Ответ: Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

Цитата:
Сообщение от DVM99 Посмотреть сообщение
Анатолий Маркович, не сочтите за глупость такую идею (но если всё же сочтёте, я потом удалю пост, чтоб не засорять такую хорошую ветку).
Я как и Вы большой поклонник кошачьего семейства и держу у себя одну такую серую полосатую особь . Так вот, очень часто, когда я прибираю в квартире, мне попадают б/у-шные кошачьи когти. Вы и сам наверно частенько на такие же натыкаетесь. У кота, живущего в квартире они довольно острыми остаются, когда он их сбрасывает. Не пытались ли Вы использовать подобный естественный материал в качестве наконечника иглы? Ведь коготь довольно-таки износоустойчив и имеет почти волокнистую структуру, а его естественная природа возможно даст хороший звук. Ещё из той же породы может оказаться рыбная кость (рёберная или плавниковая).
Возможно, что глупость предлагаю...
Очень свежая мысль и совсем не глупость .Надеюсь ,что мой рыжий добровольно поделится со мной своими когтями для научно эзотерических экспериментов.
AML+ вне форума   Ответить с цитированием
Старый 27.11.2009, 07:34   #5
DVM99
Модератор
 
Аватар для DVM99
 
Регистрация: 17.04.2009
Адрес: г.В.Салда
Возраст: 52
Сообщений: 1,159
По умолчанию Ответ: Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

Цитата:
Надеюсь ,что мой рыжий добровольно поделится со мной своими когтями для научно эзотерических экспериментов.
Тогда желаю Вам удачи!
ПС
Если что-то из этой идеи выгорит, то на дисках прийдётся приписку ставить "Во время ремастеринга ни одно животное не пострадало"
__________________
Дмитрий
DVM99 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 27.03.2010, 17:31   #6
AML+
1936 - 2013
 
Аватар для AML+
 
Регистрация: 23.03.2008
Возраст: 82
Сообщений: 9,800
По умолчанию Ответ: Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

В качестве иллюстрации моего первого поста привожу детали моей головки на 78 об изготовленной из американского рекордера.
Во вложении подвижная система с висколоидным демпером , стальной возвратной пружиной и зажимом иглы, в которой размещена английская деревянна игла.
В другом вложении магнитная система головки звуковая катушка и подвижная система.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_1519.jpg
Просмотров: 1106
Размер:	39.9 Кб
ID:	1487  Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_1506.jpg
Просмотров: 1169
Размер:	45.3 Кб
ID:	1488  
AML+ вне форума   Ответить с цитированием
Старый 28.04.2010, 17:19   #7
YuriGav
Пользователь
 
Регистрация: 28.04.2009
Возраст: 55
Сообщений: 1
По умолчанию Ответ: Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

Уважаемый Анатолий Маркович, что Вы можете сказать по поводу вот такой адаптерной головки http://www.starinism.ru/shop/index.php?productID=1972 ?
YuriGav вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.05.2010, 23:05   #8
abbasz
Модератор раздела "Аудиоархеология Аббаса"
 
Аватар для abbasz
 
Регистрация: 26.03.2008
Адрес: киевская область
Возраст: 47
Сообщений: 4,789
По умолчанию Ответ: Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

Кто нибудь сталкивался с вот такой головой?


Пытаюсь добиться от продавца,можно ли этой головкой воспроизводить пластинки с глубинной модуляцией,он молчит,видимо не знает.А было бы заманчиво диски Эдисона воспроизвести аутентичной головой
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 9cb8_3.JPG
Просмотров: 704
Размер:	53.1 Кб
ID:	1615  

Последний раз редактировалось abbasz, 17.05.2010 в 23:09.
abbasz вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.05.2010, 23:25   #9
abbasz
Модератор раздела "Аудиоархеология Аббаса"
 
Аватар для abbasz
 
Регистрация: 26.03.2008
Адрес: киевская область
Возраст: 47
Сообщений: 4,789
По умолчанию Ответ: Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

Разобрался.эта голова не годится.Нужно искать С1.С2

PPSS: If you really want to go with an original Edison electric phono, only the C1 or C2 will do. The C4 only played lateral cut records. Given that the C1 cost about $1,000 new in 1928 or so it's virtually nonexistent. I know of one in California. That means you need to find yourself a C2. They are also not very common but they do turn up.


I own a C-2 and C-4 and I have heard a C-1. As Valecnik stated, the C-1 and C-2 are the only models that were designed to play both vertical DDs (not recommended for Pathé Sapphire records due to the small stylus size) and lateral needle cut records. The phono pickup uses a unique stylus bar that holds the typical Edison diamond point for DD playback. And there is also a needle chuck with set screw that holds a steel needle for lateral record playback. The sound is typical of 1928 model radios and electric phonos. With the exception that the C-1 and C-2 also included a "scratch filter" circuit which cannot be switched out (without an internal wiring change) when playing records. Edison propaganda stated that this was included to clean up the noise from lateral records, but the DDs actually sound noisier than laterals of the period due to the inherently lower signal to noise (S/N) ratio of the DDs. Consequently, the C-2 has a tubby and boomy sound with poor treble when playing records compared with, say, a Victor RE-45 or RE-75 from 1929. I, too, recommend using modern playback equipment for getting the full sound out of electrically recorded DDs and laterals. And such equipment will inflict very little damage to your records. But if you want the authentic sound of playing an electric Edison DD on period equipment, your only choice is an Edison C-1 or C-2. No other consumer electronic record players were sold in the USA that play vertical recordings (maybe there were some european models I'm not aware of). There was some professional equipment sold for vertical record playback in this period, notably from Western Electric. But the WE records were made with a different groove shape and size from that used in the DDs, so the WE vertical pickups probably won't work well with the Edison DDs.
abbasz вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.05.2010, 23:26   #10
abbasz
Модератор раздела "Аудиоархеология Аббаса"
 
Аватар для abbasz
 
Регистрация: 26.03.2008
Адрес: киевская область
Возраст: 47
Сообщений: 4,789
По умолчанию Ответ: Звукосниматель для пластинок на 78 об/мин

С1 красавица....Буду искать!

http://www.myvintagetv.com/edison_c1.htm
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: c1-needle.jpg
Просмотров: 861
Размер:	35.5 Кб
ID:	1617  
abbasz вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход


Часовой пояс GMT +4, время: 02:01.


vBulletin® Version 3.6.8.
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot