"Новая простота" в музыке
Переусложненность авангардной техники в сочетании с гипертрофированным подчеркиванием авторского «я» во второй половине ХХ в. привела к отрыву композитора от аудитории. К возникновению уникальных, «одноразовых» структур, порой, доступных лишь восприятию их создателя. Одним из способов уйти от проявившегося в музыке кризиса «гиперсложности» стали иностилевые заимствования из прошлых эпох, обычно, простые по языку и сопоставляемые с додекафонной и авангардной лексикой. Их использование подтолкнуло некоторых композиторов к переходу на «простой» язык Средневековья и к появлению «новой простоты» в музыке. Что такое «новая простота»?
Термин «новая простота», введенный в музыкальный обиход С.Прокофьевым в 30?е гг. (в конце ХХ в. он обрел как бы второй смысл) и вновь проявившийся в середине 1970-х годов, поначалу, был воспринят как локальная игра в очередные «измы», которыми ХХ в. был уже столь богат. Но и позднее, когда ее важность была осознана, внутреннее содержа*ние происшедшего поворота долго оставалось вне поля зрения исследователей. Одной из причин тому оказалось амбивалентное сочетание полярных толкований, заключенных в самом слове – простота . Простота ведь бывает разная. С ней связаны как многие недо*статки человека (лукавство, притворство, глупость), так и высокие проявления его духа: святость, предельная ясность мироощущения.
|