Форум А. Лихницкого

Форум А. Лихницкого (http://shabad.ru/forumaml/index.php)
-   Аудиоархеология Аббаса (http://shabad.ru/forumaml/forumdisplay.php?f=70)
-   -   Лампы для аудиогурманов (http://shabad.ru/forumaml/showthread.php?t=1619)

abbasz 28.08.2010 22:19

Лампы для аудиогурманов
 
Предлагаю в этой ветке делиться информацией о звуке и характеристиках довоенных раритетных лампочек.

Михаил 08.10.2010 23:20

Ответ: Лампы для самых отъявленных
 
Я в Вашем клубе :-)))

abbasz 09.10.2010 17:42

Ответ: Лампы для самых отъявленных
 
Михаил,спасибо за ответ в другой теме.

По лампам,вот скоро сдам заказы и изваяю макет,отслушаю некоторые интересные экземпляры и напишу.Набралось прилично драйверных лампочек,наверное штук 50 разновидностей,например такие интересные штуки как 27-е триоды американской фирмы арктурус конца 20-х годов...хочу поделиться впечатлениями и информацией по их использованию.

abbasz 21.10.2010 22:24

Ответ: Лампы для самых отъявленных
 
Вложений: 3
В предверии большого количества интересных проектов у меня появилась острая нужда провести эксперименты по выбору лампочек в драйверные каскады,каскады предусилителей корректоров а также в буферные каскады СД плееров.Кроме выяснения звуковые особенностей ламп,необходимо определить,в каком включении и в каких режимах каждый из триодов ведет себя наилучшим образом.

Для отслушивания лампочек был собран макет,в котором установлено несколько типов панелек,под американцев с цоколем UX5,под штифтовые лампы(лампы цифровой серии)и под 11-ю серию(черепашки,ЕЛ11,ЕЛ12)
На стенде установлены три трансформатора с разными значеними индуктивности первички для выбора оптимальной нагрузки под каждый триод,переменный резистор в цепи автоматического смещения,зашунтированный конденсатром.Вместо межкаскадного трансформатора возможно включать резистор анодной нагрузки и подбирать его тип.
Все провода,ведущие соединения к панелькам,одинакового типа и уложены в одном направлении,чтобы испытывать лампы в максимально близких условиях.Накальный трансформатор общий,с обмотками 6 в и 4 в.Американские лампы получают накал через гасящий резистор.

abbasz 21.10.2010 23:33

Ответ: Лампы для самых отъявленных
 
Вложений: 5
Первыми пошли в бой самые ранние телефункены и американские 27 триоды шести вариантов исполнения
Это все косвеннонакальные триоды с внутренним от 7 до 10ком и мю от 9 до 16.Хороши для использования в буферных каскадах и в драйверах.

Телефункен:
РЕН804
РЕН1104


27-й триод:
РСА
Акртурус трех типов
Кэннингем двух типов


РЕН804 и РЕН1104 телефункен это разработки конца 20-х годов(внутреннее сопротивление 7-10ком,мю 9 и 16)
РЕН1104 фантастически прозрачна,но не очень сбалансированна-звук сухой,недостаточно плотный,с перекошенным тональным балансом в сторону высоких частот,которые однако прекрасно открыты и остро очерчены.Лампы бывает с сетчатым(меш)и сплошным анодом из белого никеля.Как обычно,лампы с сетчатым анодом звучат менее плотно,"распушенно" на ВЧ,в некоторых системах это качество может оказаться более уместным.РЕН1104 требует обвязки из специально подобранных компонентов,чтобы уравновесить ВЧ область
РЕН804 более гармоничная,хотя тоже не добирает "тела",однако "магия телефункена" в этой лампе представлена в большей степени.В отличии от "светлой" РЕН1104,у РЕН804 звук более сумрачный и глубокий.По видимому именно в начале 30-х телефункен активно занялась поисками в области качества звучания,ее более ранняя продукция мало чем отличается по звуку от одругих европейских производителей.
Телефункеновские лампы цифровой серии роднит общая черта-они подчеркивают высокую певческую форманту,из за этого вокал на телеках звучит более ярко,остро и несомо.Создается также впечатление лучшей артикулиции,в мельчайших подробностях звукоизвлечения слышны горло и связки певца,на американских же триодах звук "прикрытый",все эти подробности сглажены и не бросаются в уши так явно.

27 триод также появился в конце 20-х.Вероятно первым их стала выпускать фирма арктурус,точно я сказать не могу.
27 триоды арктурус бывают нескольких типов-с перфорированным анодом и с обычным.Ранние лампы имеют острую макушечку,позже делали баллон globe.По звуку различия несущественные,на уровне малозначащих окрасок.
27 триод РСА и кэннигэм с сетчатым анодом по звуку очень сильно отличаются от арктуруса, фактически это другие лампы,со своей сигнатурой.Мне они понравились больше арктуруса.Кэннингемы более яркие по тембру,эмоциональные,порода несколько напоминает звуковой почерк фирмы вальво.Кэннингэм бывает с коротким и длинным анодом,первый имеет усиленный керамическими вставочками держатель нити накала.Существенной разницы по звуку между двумя версиями я не обнаружил.
И 27 триод,и телефункеновские лампочки раскрывают свой потенциал только при работе на трансформатор.С резистором эти триоды играют плохо.Режимы указанные в справочниках оказались наиболее приемлимыми

Сравнивать лампочки я начал на современных записях,постепенно спускаясь в глубь веков.
Слушал только СД,потому что так удобнее.
Не описывая огромное количество впечатлений,остановлюсь на главных.
На джазовых программах 50-х годов 27-ой триод производит завораживающее впечатление и будто бы сходу обыгрывает телефункен......Очень ласковый,певучий звук,светлый,спокойный,основательный,без излишних подробностей,без эмоционального нажима.Пластичный,невероятно чистый.Модуляции исполнителей выпуклы и отчетливы.Я бы сказал что лампа на редкость благозвучна и породиста..Американские баллоны дают акцент в большей степени на низкую певческую форманту,сообщая звуку плотность и насыщенность,при этом хорошо сглаживая артефакты грамзаписи(в отличии от телефункена).Эти триоды вполне логично использовать в "рандомизирующем" каскаде.

Однако перебирая диски,и постепенно погружаясь все глубже и глубже в прошлое звукозаписи,мои симпатии постепенно возвращались на сторону телефункена.Все яснее проявлялась самая привлекательная черта телефункена:способность выявлять контраст между записями и полно,без потерь передавать настроение исполнителя,тончайшие нюансы,"ауру" записи,несмотря на некоторые огрехи и несбалансированность звука.

Дошла очередь фонограммы,которую недавно ремастировал Анатолий Маркович.Это редчайшая запись Баттистини,короля баритонов,любимца Николая второго!Диск я получил буквально сегодня утром.Запись 1902 года,представьте,что можно было записать в это время,однако мастерство и дух певца просто ошеломляют!
И вот тут настал момент,когда легендарный арктурус показал себя абсолютно бездарно.
На записи 1902 года "короля баритонов" телефункен не только передает все нюансы звукоизвлечения,все динамические всплески,телек передает самое главное-эмоциональный накал,аристократический дух великого артиста.Звук трепещущий,с нервом,поет живой человек,и после выключения СД плеера в душе остается след,отклик,ощущение прекрасного.Арктурус холодный,выглаженный,спокойный и невозмутимый,как английский лорд.После арктуруса в душе покой и пустота.Или лучше сказать безразличие.Как будто и не слушал короля баритонов :(
Не доверяя своему замыленному восприятию,я поросил супругу послушать минутные отрывки из записи попеременно на телефункене и арктурусе-жена сказала что "голубую лампочку слушать неинтересно,она играет холодно и бесстрастно" .


Справедливости ради скажу что лампы клангфилм(аналоги РЕН904) ведут себя не хуже чем телефункен,но об этом в следующий раз.А также об английскийх лампах и малоизвестных триодах других европейских проивзодителей.

Просто Юрий 22.10.2010 01:56

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Вот ты изверг! Взял и поломал легенду голубых арктурусов. Впрочем - они не пчелы, значит - фигня.

abbasz 22.10.2010 02:01

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Вот ты изверг! Взял и поломал легенду голубых арктурусов. Впрочем - они не пчелы, значит - фигня.
Не то чтобы фигня,лампа на самом деле прекрасная,но в ее качествах комфортность и сладкозвучие явно преобладают над музыкальностью.
Возможно что лампа не захотела играть в данном тракте,я ведь не пытался выжать из баллона максимум.:rolleyes:

abbasz 23.10.2010 03:30

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Вложений: 2
продолжение экспериментов.
Так получилось,что пришлось срочно определятся с выбором прямонакального драйвера,в связи с этим пришлось отслушать кучу прямонакальных лампочек.
Вначале прямонакалы сравнивались с косвеннонакальной РЕН804,затем между собой.
Кратко о проблеме применения прямонакалов в усилителях.
Не секрет,что при выпрямлении накала звучание деградирует,прежде всего страдает подвижность,изменчивость звука,т.е. те признаки которые отвечают за ощущение жизни в записанной музыке.Выпрямление накала выходного каскада УМ на слух вызывает ощутимое снижение вовлеченности в прослушивание.Выпрямление накала драйвера оказалось куда более безобидным.Далее,в процессе длительного перебора я нашел элементы,при использовании которых вред от выпрямления сводится к минимуму.
Это селеновый мостик РОДЕ на 10 ампер и электролиты сименс 56 года,снятые с клангфилмовского оборудования.10000мкфХ15в
Звучание такого выпрямителя оказалось вполне приемлемым.Субъективно работа блока питания на селене и винтажных электролитах воспринимается как легкая вуаль на звуках,музыкальность же остается практически без изменений.Эти особенности выпрямителя я предварительно отслушивал в выходном каскаде и сравнивал с питанием переменкой.
Для сравнения:подключение вместо этого выпрямителя дешевого китайского мостика вкупе с обычными электролитами с радиорынка вызывает желание забыть о прямонакалах навсегда

Для подавления фона драйвера РЕ604 оказалось достаточно П фильтра из двух конденсаторов 10000мкф и резистора в несколько ом между ними.

abbasz 23.10.2010 03:48

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Вложений: 3
Теперь о положительных моментах прямого накала,которые пожалуй всем давно известны.
Это в первую очередь очень легкая,абсолютно непринужденная динамика(на косевеннонакале она будто бы дерганная,более дискретная,хотя это конечно неподходящее сравнение и основано на очень тонких,едва уловимых ощущениях) и удивительная пластика звука.Второй момент-звук хорошего прямонакала как бы более гладкий.Даже самые лучшие коссвеннонакальные лампочки телефункен звучат слегка шероховато,шершаво что-ли,у прямонакалов этого нет в помине.С чем это связано я не берусь сказать.Но в использовании Сакумой прямонакалов от входа до выхода тракта есть рациональное зерно.

Первой на отслушивание пошла РЕ134-это относительно мощная лампочка в внутренним около 5 ком,использовалась в выходных каскадах дешевых приемников с якорными динамиками,например в так называемых народных.У триода характерная для 20-х годов геометрия-электродная система расположена не вертикально а параллельно земле.Лампочка уже вполне "магическая".Это самый настоящий телефункен периода расцвета.
По сравнению с РЕН804 у РЕ134 подача типично прямонакальная.Интонации выпуклы и естественны.Динамика очень легкая,абсолютно ненатужная,как выразился Сергей "как дуновение ветерка".Отсутствует шершавость звука,нет назойливого окраса на СЧ.Произошли изменения в характере звукоизвлечения.Например ноты фортепиано из тычков превратились энергичные мягкие толчки,очень естественные и приятные.Появилась какая-то нежность,особая деликатность в обращении с материалом.
Из недостатков РЕ134-малое усиление и все-таки жидковатый звук.Возможно РЕ304 и лучше,но у меня их не оказалось под рукой.
К слову о жидковатом звуке-из косвеннонакальных лампочек с мю порядка 30 наиболее основательно звучит Bi siemens так называемой почтовой серии.У этой лампы сплошной анод,и он раза в два больше чем у РЕН804 и РЕН904.Во всяком случае звучание Bi очень основательное,плотное,крупное и при этом такое же выразительное как у ламп телефункен.Bi спокойно работает на трансформатор с индуктивностью порядка 50гн

Далее я отслушивал всевозможные варианты РЕ134-например вальво L413 и филипсовские клоны.
Филипс вообще очень специфическая фирма.Ее продукиця часто отличается слащавым,жирным звуком с надутым басом и специфическим ярким окрасом.Лампочки этой фирмы 30-х годов часто демонстрируют очень красивое,"маслянистое" звучание,но слишком сильно окрашенное и самое главное-лампы филипс частенько грешат эмоциональной фальшью и холодностью.То есть как в случае с арктурусами-внутри после прослушивания мало что остается.Что я и наблюдал,слушая всевозможные цифровые В и А триодики.

abbasz 23.10.2010 04:16

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Вложений: 2
Далее пошла в ход тяжелая артиллерия,лампы с малым усилением и приличным током анода,лампы которые впору использовать в выходном каскаде.
Королем среди прямонакальных драйверов оказались РЕ604 и RS241 телефункен.Причем интересный факт-РЕ604 с выпрямленным накалом интереснее слушать чем например АЛ5,ЕЛ11,ЕЛ12,ЕЛ6,ЕЛ3 в триоде на переменке.
РЕ604 это великая лампа,жаль по деньгам малоподъемная.
Из более дешевых и доступных хорошо показали себя ЛК4110.ЛК4112 вальво,Е406 и Е408 филипс(есть также французская версия дарио,называется по моему ТЕ06)
Лампы вальво более приемлемые,по звуку нечто среднее между филипсом и телефункеном.Вальво присуща специфическая яркость,но не такая броская и вульгарная как у филипса.В принципе лампы вальво очень хороши.
Особняком стоят английские прямонакалы,например Р625 маркони,которые сыграли в паре с трансформатором ферранти очень изящно и тонко.В упрек можно поставить пожалуй излишнюю легковесность и слишком подчеркнутую детальность.По открытости и ясности высоких частот у английских ламп 20-х годов конкурентов мало!Есть еще у ранних англичан такой недостаток-отсутствие какой либо специфической окраски,их лампочки довольно блеклые,"никакие",возможно это и хорошо.

В общем и целом мощный прямонакальный драйвер с межкаскадником дает очень полнокровный,здоровый звук и пожалуй это наилучшее решение для раскачки мощных триодов типа ГМ70 .211 и тому подобных

abbasz 23.10.2010 04:18

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Вложений: 1
Дешевая альтернатива всем этим триодам пожалуй РЕС964 она же АЛ1 в триоде-очень достойно,хотя с РЕ604 не сравнить
Сетачтая версия РЕС964 мне никогда не нравилась,и сейчас я услышал то же самое-пустоватый,истонченный,изнеженный звук с акцентом на подробностях звукоизвлечения.С моей точки зрения лампа не гармоничная.

Напоследок пришлось отслушать Аа почтовой серии.Кстати вот подтверждение того,что низкое внутренннее сопотивление и большой анодный ток вовсе не дают гарантии телесности и плотности звука.
Аа работает с током всего 3ма,но при этом она звучит гораздо основательнее и насыщеннее более низкоомной РЕ134 с током 12-15ма.Вероятно причина в необычайной массивности электродной системы Аа
На трансформатор лампа отказывается работать,при использовании в качестве анодной нагрузки дросселя порядка 200Гн возникают проблемы с басом-он раздувается и живет сам по себе.А вот с резистором 50 ком триод играет великолепно,музыкально и очень прозрачно.Причем попытки выбрать анодную нагрузку в соответствии с рекомендациями Ra>3Ri не срабатывают,лампа лучше звучит когда резистор чуть больше внутреннего в типовом режиме.(около 30ком)
Подбор резистора занял некоторое время и оказалось что лампа лучше всего женится с проволочным резистором филипс 1925 года,резистор представляет собой очень тонкую высокоомную проволку намотанную на ХБ нить и закрученную спиралью на стеклянном каркасе.Очень редкая штука,использовалась в блоках питания филипс для батарейных приемников в 20-е годы.

abbasz 23.10.2010 04:50

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Поступило мнение из заповедника вурдалаков:

Цитата:

Лампы это не картошка и настоящий художник отнесётся к ним как к краскам бережно ,где то кому то в каком то тракте или просто очень захочется погрузиться в какую то атмосферу ,которую именно ЭТА лампа раскрывает с особой стороны .Странно иногда слышать ......."плохая...хорошая" Нет таких определений в искусстве!

Лампы это прежде всего проводники музыки .Они могут быть избирательными,со своими жанровыми пристрастиями,а могут быть плохими проводниками на любой музыке и тогда такие лампы являются негодными для использования в аудио.
Ну а аудио это вовсе не искусство размалевать чужой холст своими красками,а прежде всего умение бережно передать эмоции исполнителя,аккуратно и хирургически точно отфильтровав накопившиеся в процессе записи-воспроизведения артефакты.Вероятно легкий грим в виде красивой окраски вполне допустим,однако нет никаких поводов называть эту деятельность искусством,равным искусству композиторов и исполнителей.Это всего лишь ремесло,в котором возможно достичь высокой степени искусности,но до статуса искусства оно не дотягивает.Все попытки убедить публику в обратном я рассматриваю как словоблудие и запудривание мозгов.

Михаил 25.10.2010 09:58

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Как насчет лампочки 01А (201Аб 301А) с торированным катодом?

abbasz 27.10.2010 03:30

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Как насчет лампочки 01А (201Аб 301А) с торированным катодом?
Михаил,я этот триод не слушал.Но я слушал РЕ144 телефункен,у этой лампы очень естественный и выразительный звук,поэтому я верю что винтажные триоды с торированным катодом звучат замечательно
Вообще после того как я пощупал пять вариантов 27 триода,в очередной раз убедился,что немцы в искусстве передавать эзотерическую сущность музыки ушли гораздо дальше американцев,во всяком случае в 30-е годы.А из старинных ламп "почтовая" серия сименса вообще непобедима,рядом только телефункен.Всевозможные Аа,Ва,Са,Da и еще множество других-и конструкция и звук на высочайшем уровне.Вовлеченность в музыку фантастическая.
Я начал делать усилитель целиком на прямонакалах,на входе и в драйвере "почтовые" лампочки сименс 20-х годов.Копать глубже некуда и незачем

Почитал я про пропитку у Сакумы.
Даммара это смола, составная часть многих скрипичных лаков,она может сковать нежный диффузор,поэтому я бы с ней обходился очень осторожно.С таким же успехом можно для начала попробовать пропитать прополисом-та же смола,только чуть мягче.А растворять даммару в жутко вонючем скипидаре необязательно-она прекрасно распускается в любом эфирном масле.Эфирные масла продаются в аптеках.Для растворения смол обычно используют можжевеловое и лавандовое.И еще-скипидар как и эфирные масла будет испаряться и благоухать очень долго,и если у кого то из домоцадцев аллергия,придется на пару месяцев менять место жительства или выносить динамик.

Вольдемар 31.10.2010 00:35

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Аббас, поделитесь впечатлениями от прослушивания RES964? Стоит ли в нее вкладываться по-полной? Я имею в виду усилитель на ней.

abbasz 31.10.2010 02:39

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Вложений: 3
Добрый вечер,Вольдемар!А что значит по полной?РЕС964 больших затрат не потребует.Лампа хорошая,очень музыкальная и прозрачная и главное недорогая.АЛ1 это ее полный аналог на пауковом цоколе.
Когда то я собирал на ней компактный усилитель

abbasz 31.10.2010 02:56

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Я сравнивал в макете звук РЕС964 в триоде со звуком известных и дорогих лампочек,таких как АД1 и РЕ604.
964-я звучит немного пустовато,не так насыщенно и плотно.Особенно этим страдает сетчатая версия РЕС964.От режимов это отличие совершенно не зависит,его слышно даже при сравнении ламп в клоке или в выпрямителе качестве кенотронов.т.е. это почерк материалов,из которых изготовлены лампы.Особой проблемы в том нет- недостаток можно компенсировать массивным выходным трансформатором или драйвером на какой нибудь "полнокровной" лампочке.

ALEXANDRE 31.10.2010 02:17

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Аббас, а в штатном пентодном включении, не пробовали ?

abbasz 31.10.2010 02:29

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Аббас, а в штатном пентодном включении, не пробовали ?
Александр,усилитель на фото в штатном включении и был,а в макете для чистоты эксперимента я слушал лампу в триоде,именно для того чтобы сравнить ее с чистыми триодами того же времени.
Кроме телефункена у меня было еще штук десять РЕС964 разных времен и производителей:вальво и филипс четырех видов(у филипса своя маркировка,Е443),ранний телефункен в колбе globe с черным анодом,телефункен в фигурной колбе,поздний телефункен с серым анодом.
Ранний Филипс с меш анодом и с коричневым цоколем играет очень здорово,без присущей позднему филипсу слащавости и без пустоватости телефункеновской сетчатой версии.Ранние лампы филипс прекрасны!Это примерно конец 20-х начало 30-х.Однако найти эти лампы невозможно-даже на ебау они проскакивают раз в году.Поздний филипс и вальво с серыми колбами гораздо хуже телефункеновских ламп-звук у них словно накрыт вуалью,верх притушен и смазан а музыка звучит эмоционально прохладно.
Ранние вальво с прозрачной колбой хороши,они почти также музыкальны как телефункен,при этом более яркие по окраске и имеют более "сочный" звук.

И еще:вальвовские лампы маркируются по своему:
L496D,а по параметрам это полный аналог РЕС964,как и филипсовская Е443

Михаил 31.10.2010 09:46

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Сообщение от abbasz (Сообщение 35520)
Я сравнивал в макете звук РЕС964 в триоде со звуком известных и дорогих лампочек,таких как АД1 и РЕ604.
964-я звучит немного пустовато,не так насыщенно и плотно.Особенно этим страдает сетчатая версия РЕС964.От режимов это отличие совершенно не зависит,его слышно даже при сравнении ламп в клоке или в выпрямителе качестве кенотронов.т.е. это почерк материалов,из которых изготовлены лампы.Особой проблемы в том нет- недостаток можно компенсировать массивным выходным трансформатором или драйвером на какой нибудь "полнокровной" лампочке.

Аббас, дорогой, Вы уж как-то поосторожнее тут насчет использования 964-ой в качестве кена - я было заикнулся относительно китайской 300В в таком включении, так сразу малоимущие попытались с навозом смешать :-))). Я сейчас также пробую откорректировать звук в этом же плане с помощью более массивных выходных трансформаторов, поскольку НЧ динамик невелик.

Вольдемар 31.10.2010 13:22

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Спасибо за ответ и фото. По-полной, я имел в виду максимально возможные расходы на приобретение для усилителя на этой лампе соответствующих комплектующих. Драйверами попробую ТО-1, и EL83 (возможно C3m). Трансформатор тороидальный 16 кв.см.
Как она в Вашем рейтинге по сравнению с другими пентодами?

abbasz 31.10.2010 15:40

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Спасибо за ответ и фото. По-полной, я имел в виду максимально возможные расходы на приобретение для усилителя на этой лампе соответствующих комплектующих. Драйверами попробую ТО-1, и EL83 (возможно C3m). Трансформатор тороидальный 16 кв.см.
Как она в Вашем рейтинге по сравнению с другими пентодами?
По рейтингу...Ну наверное в первой десятке,хотя на этот вопрос лучше ответил бы Евлампий.Я пощупал не так уж много выходных пентодов .
Если говорить о немецких лампочках,то думаю что по совокупности всех качеств ЕЛ12 и АЛ5 первых выпусков предпочтительнее.Из прямонакальных РЕС664д телефункен также интереснее,но достать их практически невозможно.

По поводу драйвера-я бы все таки ставил в драйвер триод из той же эпохи что и РЕС964.ТО1 совсем не знаю,про С3м только читал отзывы,и примерно представляю,что от нее ожидать,а ЕЛ83 слишком чужеродная по звуку,предполагаю что все перечисленные лампы не будут гармонировать с 964-ой.
Из относительно недорогих но очень хороших ламп 30-х годов можно было бы поставить драйвером АС2 с резистивной нагрузкой или ЕВС3 красной серии,или если хочется более мощную лампу,то АЛ4 в триоде или ЕЛ11(ЕЛ3) с межкаскадником

abbasz 31.10.2010 15:54

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Трансформатор тороидальный 16 кв.см.
На двухтактник?Я бы взял какие нибудь сименсовские трансформаторы(дроссели) 50-х годов из техники клангфилм и перемотал бы их,из хорошо звучащего винтажного железа это самое доступное.Все это конечно можно купить только на ебау.

http://www.tube-classics.de/TC/Klangfilm/OPT/OPT.htm

abbasz 31.10.2010 16:03

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Аббас, дорогой, Вы уж как-то поосторожнее тут насчет использования 964-ой в качестве кена - я было заикнулся относительно китайской 300В в таком включении, так сразу малоимущие попытались с навозом смешать :-))). Я сейчас также пробую откорректировать звук в этом же плане с помощью более массивных выходных трансформаторов, поскольку НЧ динамик невелик.
Михаил,на этом форуме как раз поймут!
Дело в том что я не столько использую усилительные лампы в качестве триодов как Вы,сколько проверяю их таким образом на качество(звучание)материалов,из которых лампа изготовлена.Например кенотрон в блоке питания лампового клока для СД плеера-этот кенотрон слышно сильнее чем генераторную лампу,ток потребления в цепи несколько ма,поэтому я могу проверять абсолютно любые 4 вольтовые лампы цифровой серии.Второй такой узел-это БП создающий фиксированное смещение у меня в усилителе.В этой цепи тока потребления вообще нет,а кенотрон слышно чудовищным образом,т.е. ВАХи "не пришей кобыле хвост",как выражается С.Рубцов.Тем не менее материлы лампы играют в полную силу,и специфику звучания лампы я сразу отмечаю.Такое перекрестное прослушивание во вспомогательных цепях без сигнала позволяет выявить "эзотерическое" качество лампочек.Кстати подобный метод проверки меня ни разу не подводил.То есть я ни разу не наблюдал кардинального расхождения меду звуком лампы в клоке и в выходном каскаде,например!

abbasz 01.11.2010 04:36

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Вложений: 1
Западные самодельщики давно оценили преимущества ламп почтовой серии.

http://www.dhtrob.com/impressies/ba.shtml

http://www.dhtrob.com/impressies/aa.shtml

Лампы сименс Аа,Ва и многие другие сделаны по образцу и подобию вестерновских лампочек 20-х годов,которые еще называют "теннисными мячиками" за круглую колбу.Нить накала у Аа в виде буквы Л,плоские аноды,электродная система укреплена массивными держателями.Изготовлены сименсы весьма добротно,и спустя столетие демонстрируют параметры соответствующие справочным.

Во Франции фирмой SIF (S.I.F.), Stй Indйpendance Franзaise выпускались аналоги сименсов.Французские лампы раних версий на аукционах продают очень дорого:

http://cgi.ebay.de/SIF-Ca-Rare-Audio...item414fdd4e4b

http://cgi.ebay.de/SIF-Ba-Rare-Audio...item41537eab6f

Михаил 01.11.2010 11:02

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Сообщение от abbasz (Сообщение 35560)
Во Франции фирмой SIF (S.I.F.), Stй Indйpendance Franзaise выпускались аналоги сименсов.Французские лампы раних версий на аукционах продают очень дорого:

http://cgi.ebay.de/SIF-Ca-Rare-Audio...item414fdd4e4b

http://cgi.ebay.de/SIF-Ba-Rare-Audio...item41537eab6f

Посмотрел. Для таких ламп это ОБЫЧНЫЕ цены.

Михаил 01.11.2010 11:07

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Сообщение от abbasz (Сообщение 35535)
Дело в том что я не столько использую усилитель-ные лампы в качестве триодов как Вы,сколько проверяю их таким обра-зом на качество(звучание)материалов,из которых лампа изготовлена... материлы лампы играют в полную силу,и специфику звучания лампы я сразу отмечаю.Такое перекрестное прослушивание во вспомогательных цепях без сигнала позволяет выявить "эзотерическое" качество лампо-чек.Кстати подобный метод проверки меня ни разу не подводил.

Очень интересно, с этими утверждениями нельзя не согласиться. Сам сейчас пришел к кенотронам с торированным катодом после такого отслушивания.

Михаил 02.11.2010 00:14

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Сообщение от abbasz (Сообщение 35560)
Западные самодельщики давно оценили преимущества ламп почтовой серии.

http://www.dhtrob.com/impressies/ba.shtml

http://www.dhtrob.com/impressies/aa.shtml

Лампы сименс Аа,Ва и многие другие сделаны по образцу и подобию вестерновских лампочек 20-х годов,которые еще называют "теннисными мячиками" за круглую колбу.Нить накала у Аа в виде буквы Л,плоские аноды,электродная система укреплена массивными держателями.Изготовлены сименсы весьма добротно,и спустя столетие демонстрируют параметры соответствующие справочным.

Во Франции фирмой SIF (S.I.F.), Stй Indйpendance Franзaise выпускались аналоги сименсов.Французские лампы раних версий на аукционах продают очень дорого:

http://cgi.ebay.de/SIF-Ca-Rare-Audio...item414fdd4e4b

http://cgi.ebay.de/SIF-Ba-Rare-Audio...item41537eab6f


Какова же тогда реальная рыночная стоимость ламп RS241?

Михаил 02.11.2010 00:15

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Сообщение от abbasz (Сообщение 35535)
Михаил,на этом форуме как раз поймут!
Дело в том что я не столько использую усилительные лампы в качестве триодов как Вы,сколько проверяю их таким образом на качество(звучание)материалов,из которых лампа изготовлена.Например кенотрон в блоке питания лампового клока для СД плеера-этот кенотрон слышно сильнее чем генераторную лампу,ток потребления в цепи несколько ма,поэтому я могу проверять абсолютно любые 4 вольтовые лампы цифровой серии.Второй такой узел-это БП создающий фиксированное смещение у меня в усилителе.В этой цепи тока потребления вообще нет,а кенотрон слышно чудовищным образом,т.е. ВАХи "не пришей кобыле хвост",как выражается С.Рубцов.Тем не менее материлы лампы играют в полную силу,и специфику звучания лампы я сразу отмечаю.Такое перекрестное прослушивание во вспомогательных цепях без сигнала позволяет выявить "эзотерическое" качество лампочек.Кстати подобный метод проверки меня ни разу не подводил.То есть я ни разу не наблюдал кардинального расхождения меду звуком лампы в клоке и в выходном каскаде,например!

Сетку триода в диодном включении соединяете с анодом через резистор или напрямик?

abbasz 02.11.2010 00:57

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Сетку триода в диодном включении соединяете с анодом через резистор или напрямик?
Михаил,для проверки напрямик,токи там небольшие,напряжения тоже,поэтому с резистором не мудохаюсь.

Рыночная стоимость РС241 примерно от 250-300 длр за штуку за 100% ную лампу.

Galka 02.11.2010 10:11

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Здравствуйте abbasz .
Интересует Ваше мнение, как в SE будут сочетаться C3gS + RES964 или AL5..EL11 -12
Спасибо, с уважением Александр.

abbasz 02.11.2010 15:54

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Александр,по почтовым (C3gS) отвечал.Я их не слушал,но лампы с высокой крутизной не люблю,послевоенные не люблю,а когда эти качества сочетаются,то я примерно представляю,что это совсем не мой звук.
Я бы к довоенным выходным пентодам ставил в пару довоенные триоды РЕН,АС2,Bi,Е424,А4110
Я пробовал пентодный драйвер через межкаскадник,но у меня были проблемы с басом,боюсь что в полнополосной системе этот номер не пройдет,еще многое зависит от динамиков.

abbasz 02.11.2010 22:56

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Вложений: 1
Нашел у себя аналоги РЕС964:

Поздняя вальво
Триотрон Р435(Австрия),очень неплохие лампы
Тунгсрам (Венгрия) РР4101
Телефункен обычная и меш

Вольдемар 03.11.2010 00:42

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Вложений: 1
Аббас спасибо за ответ. У RES964 самые линейные ветви смещения лежат в районе -20 В. Подобрать для ее раскачки триодный драйвер трудно, они выдают как правило от 40 до 90 вольт. Я почему и остановился на пентодных, 20 вольт они выдадут запрсото. ТО-1 это 10Ж12С. В общем с драйвером у меня пока вопрос не решен. Можно конечно по куролесить, триодный драйвер с понижающим межкаскадным трансформатором, раскачка по экранной сетке от катодного повторителя. Но этого не хочется.
Трансформатор тороидальный у меня для однотактника, разрез делали на заводе электроэрозионным методом, в зазор вклеена ферритовым клеем медная фольга. Сталь хорошая 3424.

abbasz 03.11.2010 01:18

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Подобрать для ее раскачки триодный драйвер трудно, они выдают как правило от 40 до 90 вольт
Вольдемар,у меня РЕН1104 с дроссельной нагрузкой выдавала 150 вольт амплитуды запросто,с ней и работала РЕС964 в усилителе на фото.

Михаил 03.11.2010 08:44

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Аббас, может быть есть смысл поговорить в этой ветке и о выходных лампах, тем более, что мощный драйвер и маломощный выходной каскад - это могут быть одни и те же лампы? Кроме того, помимо довоенных очень большое количество прекрасных ламп пришлось именно на военные годы и ранние послевоенные.

Мне кажется, что было бы интересно, например, поговорить о лампах серии 10/VT-25 и 801/VT-62 и их применении.

Попробовали в макетах пару усилителей на лампах 10. Усилители двухкаскадные, но этого вполне хватило с чувствительной акустикой. В качестве драйверов использовались 226, 201А, наши УБ-240. Один макет разобрали, но на втором эксперименты продолжаются. Вы с с этой серией не пробовали?

Вольдемар 03.11.2010 11:19

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Понял, очевидно излишки напряжения убирали на входе регулятором громкости. Или через катодный повторитель на экранную сетку?

abbasz 03.11.2010 15:09

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Понял, очевидно излишки напряжения убирали на входе регулятором громкости. Или через катодный повторитель на экранную сетку?
Вольдемар,я музыку в первую очередь слушаю,и исхожу из своих ощущений,поэтому катодные повторители отвергаю как класс,это технократическое,антимузыкальное решение.А скрещивание подобных решений с древними лампами у меня вообще в голове не укладывается,зачем вообще тогда брать лампы 30-х годов?Их прелесть в том что они лучше передают жизнь,сохранившуюся в записях.Катодник это выстрел в голову,мгновенная смерть.
У меня на входе был шунт,который висел на вторичке цапового трансформатора,я мог задавать пределы регулировки громкости.

А у РЕН1104 мю около 10,так что пролем с излишками усиления небыло

Вольдемар 04.11.2010 10:58

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Ага, значит стоит аттенюатор. Теперь все логично вписалось в схему. Вопрос возник из предыдущего поста, где было написано о том, что с выхода драйвера 150 вольт на выходную лампу, при ее смещении -20 В. По катодным повторителям полностью согласен, не пользуюсь по той же самой причине.

Михаил 05.11.2010 21:13

Ответ: Лампы для аудиогурманов
 
Цитата:

Сообщение от Вольдемар (Сообщение 35757)
Ага, значит стоит аттенюатор. Теперь все логично вписалось в схему. Вопрос возник из предыдущего поста, где было написано о том, что с выхода драйвера 150 вольт на выходную лампу, при ее смещении -20 В. По катодным повторителям полностью согласен, не пользуюсь по той же самой причине.

Мне почему-то кажется, что тракт усилителя следует оптимизировать по усилению при его расчете, а затем и изготовлении - излишнее усиление не нужно, так же как и недостаточное. Регулировка громкости также должна быть адаптирована по уровням к нуждам пользователя.


Часовой пояс GMT +4, время: 06:27.

vBulletin® Version 3.6.8.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot