PDA

Просмотр полной версии : Контрабасисты


Nobody
02.10.2011, 18:51
Кстати у 5-ой есть лютневая оригинальная версия,ее часто записывают,есть переложение для клавикорда сделанное Леонхардтом,кроме того есть интересное исполнение 5-ой на контрабасе Эдгаром Мэйером

Аббас, всё это очень интересно!
И лютня, и Леонхардт с клавикордом и Эдгар Майер на контрабасе!
Получается, что не прав был Зюскинд, когда написал (в романе "Контрабас"), что знаменитых контрабасистов не бывает. Скорей всего, он просто не в теме. Так же, как и я. Из всех контрабасистов знаю только Кусевицкого (с подачи АМЛа, естественно). Да и тот прославился в качестве дирижёра, а не контрабасиста... А тут вот как - бывают, оказывается, не только известные контрабасисты, но и произведения для конрабаса-соло! Пусть и транскрипции, но всё равно!

Буду признателен, если дадите какие-то ссылочки на записи для ознакомления.

abbasz
02.10.2011, 19:11
Аббас, всё это очень интересно!
И лютня, и Леонхардт с клавикордом и Эдгар Майер на контрабасе!
Получается, что не прав был Зюскинд, когда написал (в романе "Контрабас"), что знаменитых контрабасистов не бывает. Скорей всего, он просто не в теме. Так же, как и я. Из всех контрабасистов знаю только Кусевицкого (с подачи АМЛа, естественно). Да и тот прославился в качестве дирижёра, а не контрабасиста... А тут вот как - бывают, оказывается, не только известные контрабасисты, но и произведения для конрабаса-соло! Пусть и транскрипции, но всё равно! Ну,на самом деле известных контрабасистов солистов очень много,я могу сходу назвать не менее сотни имен,а у меня в коллекции более 100 сд и пластинок с солирующим контрабасом.
Из легенд это не столько Кусевицкий,сколько итальянский виртуоз Боттезини,написавший множество прекрасных произведений и исполнявший их сам,к тому же Боттезини был дирижером и другом Верди,который поручил Боттезини премьеру Аиды!А в перерыве между актами Боттезини выходил с инструментом и играл соло!10 лет Боттезини провел в путешествиях и прожил интереснейшую жизнь.
Надо будет открыть про него отдельную ветку.
Правда наш критик Кюи(весьма злобный субъект)уподобил игру виртуоза "слону свищущему соловьем",но в целом реакция публики была единодушной-Боттезини признавали как "Паганини контрабаса"
До Боттезини было много виртуозов,в том числе знаменитый Драгонетти,для которого Гайдн написал контрабасовый концерт(ныне утерянный,сохранилось несколько тактов сольной партии),а Бетховен играл с Драгонетти свои виолончельные сонаты.Играл маэстро на уникальном басу работы Гаспаро да Сало(брешианская школа,16 век)
Боттезини же играл на Тесторе,а Кусевицкий имел несколько инструментов,один из них работы семейства Амати был куплен у бродячего цыгана,сейчас инструмент принадлежит Гарри Карру(Вдова Кусевицокого подарила как наиболее достойному преемнику)

Из наших(советских) виртуозов прежде всего нужно вспомнить Йозефа Францевича Гертовича,знаменитого своей фразой"играть на контрабасе нужно как на скрипке только намного нежнее",который в БЗК играл канцонетту из скрипичного концерта Чайковского и записал на мелодии одну единственную пластинку в год смерти 1953(я эту пластинку так и не нашел),потом Родион Азархин,питерский контрабасист с феноменальной техникой,который играл каприсы Паганини,виолночельные и скрипичные концерты и даже Чакону Баха(она записана),Азархин записал на мелодии всего не менее 5 пластинок.Можно спорить о художественных достоинствах его игры,но в любом случае это был большой виртуоз,играющий на грани невозможного.Еще есть Леопольд Андреев(одна пластинка),Рустем Габдуллин(преподает в МК,записал несколько дисков),Ренат Ибрагимов,победтель конкурса Боттезини в Италии,Михно,написавний книжку и записавший одну пластинку и еще множество имен.
Из западных это французы Раббат и Жанк Марк Роллез
Американцы Гарри Карр(чемпион по количеству выпущенных дисков и пластинок,официально признан басистом номер один,но на мой вкус незаслуженно),Торелло,Юхт из старых и целое поколение молодых исполнителей,например Кваррингтон,лауреат многих конкурсов,играющий на контрабасе сидя ,как на виолончели.
Есть наш-американец Левинзон,эмигрировавший в далекие годы и ставший концертмейстером Нью Йоркского оркестра,мелодиевские пластинки с его записями не попадаются,может уничтожены,а может тираж был маленький
Из чехов это Франтишек Пошта(доступны пластинки на супрафоне)
Из поляков очень музыкальный Богуслав Фурток,записал несколько СД с произведениями Боттезини и арпеджионе Шуберта
Из немцев Клаус Трумпф,Ворльфганг Гюттлер,
Австриец Леопольд Штрайхер,легенда,концертмейстер венского филармонического и педагог,записал пластинки с музыкой Боттезини на телефункен,сейчас доступны СД ремастеры телдек
Из румынов это талантливый Овидий Бадила,умер в 40 лет от сердечного приступа,записал цикл произведений Боттезини
Англичанин Томас Мартин,написал книгу о Боттезини и делает сам котрабасы,записал также цикл произведений Боттезини
Фин Катрама(несколько СД

И еще много-много имен,сидеть и писать до утра
Все эти записи я собирал много лет,увлекаясь историей контрабасового исполнительства.Но жемчужина моей коллекции контрабасовые записи Кусевицкого на RCA на 78об

abbasz
02.10.2011, 19:21
Забыл итальянцев упомянуть,среди них много солистов но по странному совпадению все они играют очень своевольно,преступая границы хорошего вкуса.
Самый старый из записываемых это Петракки,если кто помнит была такая пластинка по лицензии-дуэто Боттезини для скрипки и к-баса и 4-й концерт Паганини,играет Руджеро Ричи,а в дуэто с Ричи играет Петракки

abbasz
02.10.2011, 19:24
По поводу ссылок-неохота все заново начинать,я когда то целую ветку начал на классикаудио,повторить это не хватит ни терпения ни желания

http://classicaudio.ru/phpbb/viewtopic.php?f=5&t=4203

abbasz
02.10.2011, 19:30
Добавлю про Азархина-из советских контрабасистов он вел наиболее интенсивную концертную деятельность,ежегодно давая множество концертов,и был хорошо известен за рубежом по записям.
Азархин 36 г рождения,родом из Харькова,потом переехал в Питер,там учился и работал потом работал в Москве в БОльшом,потом опять в Питере.Недавно(год или два назад)умер,причем закончилось все печально-дети выгнали из дому,у музыканта началось психическое расстройство и в итоге наш самй известный контрабасист,с которым музицировал еще Шостакович и Юдина,умер как бомж на улице.Такова суровая российская действительность!:(

abbasz
02.10.2011, 19:35
Перенесу сюда все посты о контрабасе,чтобы не засорять тему Анатолия МАрковича

abbasz
02.10.2011, 20:10
Вот финал одного из трех дуэтов Боттезини для двух к-басов без сопровождения.В этих дуэтах упоительнейшие медленные части,истинно итальянская "сладкая" мелодика,у меня эти дуэты есть в трех исполнениях,но без Фуртока,запись с ютуба с Фуртоком на СД я не встречал.
Я решил открыть про Боттезини отдельную ветку,он этого заслуживает!


http://www.youtube.com/watch?v=1WMO0nJRWAM&translated=1

abbasz
02.10.2011, 20:35
А вот композитора-Кусевицкого знают в основном контрабасисты!По ссылке самое заезженное произведение контрабасового репертуара,потому что мимо него не проходит ни один обучающийся контрабасист,концерт для контрабаса с оркестром
Одно из немногих сочинений известного дирижера,которое исполняют по сегодняшний день.Записей даже не десятки,наверное уже сотни.Слушают их в основном контрабасисты:)
Сам Кусевицкий записал только вторую часть своего концерта уже на закате своей каръеры,в 26 или 27 году,точно не помню.Эта запись доступна большинству только в виде мелодиевского дойника "Искусство Кусевицкого"

Играет Богуслав Фурток

http://www.youtube.com/watch?v=QprVU9gHxHg&feature=related

А вот запись самого Кусевицкого 26 года.Могу заверить,что с оригинальных пластинок тембр инструмента буквально завораживает,а нюансировка в тысячу раз тоньше

Это вальс,одна из четырех пьесок,сочиненных Кусевицким для исполнения на бис.Особыми художественными достоинствами они не отличаются.Милые безделушки.К сожалению кроме второй части своего концерта и нескольких подобных пьесок Кусевицкий больше ничего не записал на пластинки.


http://www.youtube.com/watch?v=8rGUs-LYdL0&feature=related

abbasz
02.10.2011, 20:44
Грустная песенка:

http://www.youtube.com/watch?v=agbe2oZIq4w&feature=related

Относительно технического качества игры-Кусевицкий наигрывал эти пьески на пластинку когда он уже давно забросил концертную деятельность и находился далеко не в лучшей форме.Высокий технический класс мастерства быстро утрачивается без ежедневных занятий на инструменте,а на струнном особенно.

Nobody
03.10.2011, 00:22
Большое спасибо, Аббас, за создание такой темы!
Теперь бы всё это осилить, прочитать! :)
А ещё прослушать...

abbasz
03.10.2011, 03:08
Дак никто не оспаривает гениальность Кусевицкого.Можно лишь выразить сожаление,что он записал так мало соло на контрабасе.Это был аристократ духа,каких среди современных контрабасистов практически не встречается.Достаточно сравнить пролетарское звукоизвлечение Гарри Карра,которого считают преемником Кусевицкого,с игрой самого.

СТЕЛЬМАХ АНДРЕЙ
13.10.2011, 04:08
Аббас, привет, спасибо за тему. Если можно , то расскажи народу , и мне в частности, историю возникновения и исчезновения 5-й струны "До" ....

Мне вот именно этой "До" сейчас очень недостает....:mad:
Это детище только отечественных контрабасов, или это была общеевропейская тенденция 20-го века? Почему сейчас в оркестрах днем с огнем не сыщешь 5-ти струнного баса? Ведь это ж так логично для оркестровой игры?!

abbasz
13.10.2011, 14:30
ПРивет,Андрей!

Скорее историю исчезновения,потому что контрабас как и все современные струнно смычковые произошел от виолы,у которой было гораздо больше струн,у контрабасовой виолы обычно 5-6.Это примерно конец 16-го века.Во времена Моцарта в ходу был шестиструнный виолоне,параллельно с к-басом.А собственно датой рождения 4 струнного к-баса считается 1676 год,когда итальянский мастер Тодини объявил себя изобретателем этого инструмента и изготовил их для римского оркестра.
Тем не менее весь 18 и 19 век параллельно существовали несколько разновидностей к-баса с разными настройками,например в Италии и во Франции трехструнные басы,которые строились по квинтам.Великий виртуоз Боттезини играл на трехструнном квинтовом контрабасе!
Постепенно четырехструнные инструменты вытеснили все остальные,но в конце 19-го века возникла потребность в расширенном диапазоне баса,и дополнительный пятиструнный контрабас стал нормой в приличных оркестрах.Хотя существуют специальные машинки,понижающие строй струны ми(удлиняющие струну).Кто именно предложил закрепить окончательно пятиструнный бас я не знаю,а вот удлинение струны ми это инициатива чешского басиста Густава Ласки,к слову колыбельную этого самого Ласки Кусевицкий играет на пластинках 26 года
Если есть желание почитать историю контрабаса,то на русском языке есть две книжки.ПЕрвая это сборник "Контрабас история и методика" под ред.Доброхотова(в книге статьи разных авторов),1974 года выпуска и книжка РАкова "отечественное исполнительство",изданная московской консерваторией маленьким тиражем.

abbasz
13.10.2011, 14:38
Это детище только отечественных контрабасов, или это была общеевропейская тенденция 20-го века? Почему сейчас в оркестрах днем с огнем не сыщешь 5-ти струнного баса? Ведь это ж так логично для оркестровой игры?!

Конечно европейское.Вклад "отечественного" в мировую музыкальную культуру до середины 19 века практически равен нулю.Бортнянский не в счет.И только после появления Глинки начался резкий взлет,который впрочем оборвался "великим октябрем"и потом уже все это возродилось на новой почве,в области исполнительства с сильным привкусом спорта и желанием победить весь остальной мир на поле музыкальных конкурсов.

Почему в наших оркестрах нет пятиструнных басов?В киевском оперном есть,во многих филармониях Украины видел.А если в Киеве где и нету,так это по бедности.В киевской филармонии действительно нету,но там мы все играли на собственных инструментах,филармония своими не располагает.Вероятно денег нет.Дядюра еще не заработал на вторую тачку.

СТЕЛЬМАХ АНДРЕЙ
14.10.2011, 01:11
Спасибо, за лаконичный ответ! А Раков лежит рядом, только его "Практический курс инструментовки" :) Там так и написано- что на БСО - из восьми басов- только один-два пятиструнных - цитирую-"Поэтому на них лучше не рассчитывать" :(
Про Н.Дядюру- в курсе :D

А твой бас каков? Вообще басы в оркестрах в основном фабричные или мастеровые?

abbasz
14.10.2011, 02:00
А твой бас каков? Вообще басы в оркестрах в основном фабричные или мастеровые?

У меня уже нет басов,я их давно продал.
На пятиструнных я никогда не играл.Они звучат как правило хуже четырехструнных,ведь дополнительная струна это огромная нагрузка на корпус!Недаром Боттезини предпочитал трехструнный бас,звучащий ярче и громче четырехструнного.Да и выбора пятиструнников практически нет.

В наших оркестрах контрабасисты играют в основном на фабричках,хотя у некоторых музыкантов есть хорошие старинные инструменты.На западе в классных оркестрах все играют на породистых мастеровых интструментах.